Мошенники

Олег Дерипаска просит у Дмитрия Козака 30 млрд

В конце марта,  гендиректор группы ГАЗ (принадлежит бизнесмену Олегу Дерипаске), направил вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо с просьбой выделить ей 29,5 млрд рублей из-за того, что санкции угрожают самому существованию предприятия. «Сейчас трудное время», – сказал сам Дерипаска журналистам во вторник, когда приехал на завод ГАЗ в Нижнем Новгороде. По его словам, 4 июля может «буквально» стать последним днем работы завода. Сам миллиардер заявляет о готовности снизить свою долю в предприятии, но с токсичным другом Насти Рыбки никто не хочет иметь дело.

По данным , в письме говорится о том, что без государственной поддержки концерн, находящийся под американскими санкциями, видит риск дефолта. Из-за санкций, указывает компания, она вынуждена была увеличить в 2018 г. кредитный портфель на 20,7 млрд рублей — до 73,6 млрд рублей, а оборотный капитал — на 24,7 млрд рублей По итогам года отрицательный денежный поток составил 11,3 млрд рублей: ГАЗ потратил на увеличение оборотного капитала все собственные средства, включая полученную прибыль.
Компания видит риски того, что во втором полугодии действие санкций приведет к снижению производства на 40%, что в совокупности с растущей нагрузкой на оборотный капитал лишит компанию возможности обслуживать кредитный портфель (700 млн рублей в месяц банковских процентов).

ГАЗ хочет направить средства господдержки на субсидирование процентной ставки по кредитам, увеличив портфель таких субсидированных кредитов вдвое, до 66,6 млрд рублей, из-за невозможности обслуживать его в условиях санкций (они вынуждают группу занимать на внутреннем рынке по более высоким ставкам). Это потребует из бюджета 2,14 млрд рублей в 2019 году, еще 2,74 млрд рублей в 2020 году и 4,64 млрд рублей в 2021 году.

Олег Дерипаска и его ключевые активы, в том числе группа ГАЗ, были 6 апреля 2018 года в SDN-список Минфина США. Его фигурантам закрыт доступ к финансовой системе США, американским гражданам и компаниям запрещено вести дела с ними. Срок вступления в силу санкций в отношении ГАЗа неоднократно переносился и сейчас назначен на 6 июля. Это последний актив господина Дерипаски, по которому идут переговоры о снятии санкций, уже завершившиеся успехом в случае «Русала» и . Из-за санкций с третьего квартала 2018 года группа ГАЗ не раскрывает отчетность.

Варианты вывода из-под санкций публично назывались только в октябре 2018 года — он сообщал, что обсуждается в том числе вхождение в капитал группы государства или других инвесторов, среди которых назывался Volkswagen. Но 6 марта в Volkswagen заявили, что концерн из-за санкций не ведет переговоры о покупке доли в ГАЗе. Через три недели господин Сорокин написал вице-премьеру. Но хотя правительство группе формально не отказало, 16 апреля Олег Дерипаска неожиданно вновь поднял вопрос в публичном поле, причем явно по собственной инициативе и весьма эмоционально.

Он привез представителей иностранных СМИ на ГАЗ и в разговоре с Financial Times подчеркнул, что «Кремль, как ястреб, смотрит сверху на то, как далеко эта машина уедет», добавив, что не исключает национализацию группы: Это прекрасная возможность для бюрократов получить побольше игрушек в России, где уже 70% экономики в руках государства».

Глава Минпромторга 17 апреля ответил на это, что пока вариант национализации не обсуждался. Источники на рынке полагают, что Олег Дерипаска пытается через яркие заявления убедить западное сообщество, что в результате санкций государство получит актив, а «простые граждане» пострадают. На предприятиях ГАЗа работают около 40 тыс человек, а с учетом цепочки поставщиков — еще 360 тыс сотрудников.

«Мы пока не видим в правительстве понимания того, насколько тяжелые последствия для наших заводов и в целом отрасли несет санкционное положение ГАЗа»,— говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. По ее словам, ни по одному из запросов ГАЗа в этом году не была оказана антисанкционная поддержка: «На госуровне нет никакого поворота на локализацию компонентов для отрасли, хотя бы поддержки в снижении той гигантской кредитной нагрузки, которая требуется компании для локализации». Между тем еще на прошлой неделе министр финансов и первый вице-премьер утверждал: «Мы не можем оставить такие предприятия и работников в беде. Будем взаимодействовать как на почве переговорной позиции, так и будем заниматься локализацией продукции».

В 2018 году концерн стал мажоритарным получателем транша по закупкам школьных автобусов и машин скорой помощи, а также получил 2 млрд рублей авансовых платежей от Росгвардии за поставки машин, отмечает источник “Ъ” на рынке. Но сейчас, по его словам, в правительстве достаточно скептически относятся к ГАЗу и полагают, что они «грамотно эксплуатируют свое положение», когда санкции фактически еще не действуют. Другой источник говорит, что такая позиция государства связана с успехами En+ и ожиданием такого же исхода по ГАЗу, но объективных причин для оптимизма нет. Еще один собеседник указывает, что на закупках в 2018 году ГАЗ получил большую долю не в рамках поддержки из-за санкций: техника была выбрана исходя из бюджета (дешевле, чем Ford) и комфорта (удобнее, чем техника «Соллерс»).

ГАЗ в основном продает свои автомобили в России и странах бывшего СССР, что снижает зависимость компании от расчетов в долларах. Тем не менее ГАЗ заключил контракты с западными партнерами и зависит от поставок иностранных комплектующих. Контракты с ГАЗом заключили Daimler, Volkswagen и американская компания Cummins, сообщает .

В письме вице-премьеру группа ГАЗ сообщает, что из-за санкций перешла на предоплату с поставщиками и была вынуждена погасить задолженность. Также произошел массовый отказ дилеров от предоплаты за автомобили. Но источники на рынке говорят, что последняя проблема не связана с санкциями — концерн летом 2018 года изменил политику, снизив дилерскую маржу на 5,5%, до 4%. По их словам, компанию предупреждали, что дилеры не будут фактически просто «финансировать », и в менеджменте группы это понимали.

Кроме того, во втором полугодии 2019 года, чтобы не допустить простоя заводов в связи с прогнозируемым снижением производства на 40%, компания видит необходимость ограничить перечень выпускаемых моделей и модификаций наиболее высоко локализованными. В группе ГАЗ сообщили, что уровень локализации автомобилей сегодня составляет от 50% до 70% в зависимости от модели.

В группе просят господина Козака выделить из бюджета 20 млрд рублей на реализацию целевой госпрограммы закупок техники ГАЗ — машин скорой помощи, школьных автобусов, специальных автомобилей для силовых ведомств, назначив предприятия ГАЗа единственными поставщиками. Это должно стабилизировать ожидаемое падение выручки на 16 млрд рублей и производственную программу группы ГАЗ, а также дать компании возможность инвестировать часть полученной выручки (до 2,9 млрд рублей) в проекты локализации критических узлов и агрегатов и переход на альтернативные компоненты.

Рентабельность продаж специальных автомобилей выше за счет необходимости кастомизации, поясняет Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Основными конкурентами в сегменте таких машин он называет Ford и «Соллерс». При этом источник на рынке говорит, что рентабельность продаж незначительно отличается от средней: при закупке через единственного поставщика идет анализ реальный себестоимости, а все оборудование для машин, как правило, поставляют сторонние компании. Он полагает, что ГАЗ таким образом хочет обеспечить долю гарантированного спроса и компенсировать рыночное падение.

Как сообщало агентство , в феврале прошлого года Нижегородский суд отказал миноритариям группы в солидарном взыскании в пользу ПАО ГАЗ убытков в размере 11,451 млрд рублей. Иск связан с займами, которые ГАЗ выдавал компаниям, связанным с Олегом Дерипаской, начиная с 2012 года и которые затем были списаны. 6 декабря 2017 года на праздновании 85-летия предприятия о своем желании выдвинуться на новый срок сообщил президент Российской Федерации Владимир Путин.