В России выросло количество контрафактных сигарет, — сообщает The Moscow Post. В первом квартале 1,9% табачного рынка пришлось на контрафакт. В 2018 году этот показатель был в 3 раза меньше, на долю контрафактных сигарет приходилось только 0,6% табачного рынка.
Так же изменилась и структура контрафакта. Фальшивыми акцизными марками украсились не только пачки сигарет с иностранными наименованиями, но и продукция АО “Донской Табак”.
Насколько плохими явялаются подобные новости для Игоря Кесаева, бенефициара ГК “Мегаполис”? На данный момент ГК “Мегаполис” занимает доминирующие позиции в качестве оптового продавца сигарет.
“Держать марку” все сложнее?
Любителям затянуться сигаретным дымком приходится тратить на свое увлечение все большее количество рублей. Значительную часть стоимости каждой сигаретной пачки составляет акциз.
В теории, он должен идти в государственную казну, откуда потом берутся деньги на строительство больниц, в которых будут лечиться от разнообразных легочных и сердечно-сосудистых проблем в том числе и курильщики.
На практике же некоторые нечистые на руку производители “дыма” готовы “пускать дым в глаза” и государству и потребителю. То есть, и цену на сигареты поднять и акциз не заплатить.
Доля контрафакта растет, но дело не только и не столько в росте акцизов?
Легче всего это сделать имея на руках некоторое количество “неподотчетных” акцизных марок. Которые довольно неизящно наклеиваются на продукцию, либо изготовленную “подвальным” способом, либо привезенную в РФ контрабандой.
Вот только на принтере акцизные марки не распечатаешь и в магазине не купишь. Они учитываются государством. Кроме того, подделка акцизных знаков является серьезным преступлением.
Но, как говорится, нет препятствий для капитала. В прошлом году скандальный бизнесмен Иван Саввиди заявил о том, что продает АО “Донской табак” крупному японскому концерну Japan Tobacco Inc. (JT).
Сумма сделки, якобы, составляла 90 млрд. рублей. Учитывая, что выручка компании в 2017 году была околонулевой, а сам Донской табак, скорее, сокращал объемы продаж, около 1,5 млрд. долларов может показаться завышенной ценой.
Конечно, утверждать того, что именно Игорь Кесаев уговорил своих японских партнеров приобрести актив Саввиди нельзя. Но он совершенно точно имел такую возможность. JT принадлежит 20% в ГК “Мегаполис”, а значит слово Кесаева для японских инвесторов должно иметь определенный вес.
Переживающий не самые лучшие времена “Донской табак” не стоит 1,5 миллиарда долларов?
Зачем Кесаеву мог понадобиться “Донской табак”? Опять-таки, он мог бы пригодиться ему для чего угодно. Может, ему просто отечественные сигареты нравятся. А может отечественные акцизные марки, которые на предприятия “Донского табака” поставляются в изрядном количестве.
Дальше с акцизными марками, а также с бухгалтерией “Донского табака” могли начаться самые настоящие “чудеса”. В конце-концов, что могут видеть инвесторы из Японии со своих островов кроме сухих цифр отчетности, а также газетных заголовков, в которых российская действительность, нередко, подается в весьма специфическом свете?
Акцизные марки можно “списывать” или же просто “переклеивать” прямо на мощностях завода. Разумеется, без лояльного персонала подобного рода манипуляции невозможны, но Иван Саввиди вполне мог войти в положение Кесаева еще на стадии предпродажных договоренностей.
Саввиди любит оружие и владел “Донским табаком”. Кесаев торговал не только табаком, но и оружием?
Один из партнеров Кесаева является российский предприниматель с гражданством Израиля Шалва Чигиринский. В свое время Кесаев с Чигиринским владели британской нефтяной компанией Sibir Energy. Чигиринского даже обвиняли в том, что он, якобы, мог вывести из компании около 400 миллионов долларов.
А еще партнер Кесаева является поклонником футбола и даже купил футбольный клуб голландского чемпионата “Витесс”. Страстным поклонником игры в мяч является и владелец греческого ПАОК гражданин Греции Иван Саввиди.
Было бы странным, если бы два этих предпринимателя не нашли бы общий язык на почве любви к виртуозам кожаной сферы. А потом, за разговорами о футболе можно и о более прозаичных проблемах поговорить. Например, о “Донском табаке”?
Выпив, покурив и поговорив о футболе, Кесаев, Саввиди и Чигиринский легко пришли к взаимопониманию?
Впрочем, Кесаев легко мог обойтись и без посредников. Ведь он, судя по всему, очень давно освоил процедуру вхождения в любой бизнес. Злые языки утверждают, что свою бизнес-империю он начинал с торговли пулеметами в 90-ых. Об этом писал портал “ФЛБ”.
После этого прославился как любитель поглощений, которые расценивали как дружелюбные далеко не все. В 2007 году принадлежащая Кесаеву компания “Меркурий” без особых проблем приобрела одного из самых динамично развивающихся ритейлеров “Дикси” Олега Кололева.
С одной стороны, Королев сам провел IPO, с другой — Кесаев, чье имя уже тогда связывали с фондом поддержки силовых структур “Монолит” приобрел акции компании без видимых проблем, которые, как правило, сопровождают такие крупные сделки.
Выпив и закурив…
После вхождения Кесаева в “Дикси”, ритейлер приобрел торговую сеть “Виктория”. А после этого слияния на свет появилась сеть алкомаркетов “Бристоль”. Компанию обвиняли в нарушении режима продажи алкоголя, что даже стало причиной для исков о защите чести и достоинства. Об этом писал “Коммерсант”.
Далеко ли от таких обвинений до обвинений в продаже контрафакта? Наверное, не очень далеко. Впрочем, продавцы алкоголя, сигарет и оружия часто становятся объектом нападок клеветников, а сами по себе они, как правило, представляют из себя образец честности.
И, разумеется, Кесаеву даже в голову бы никогда не пришло продавать контрафактные сигареты, тем самым увеличивая свою прибыль. Наверняка, это небольшие “ноунейм-фирмы” увеличили аж в 3 раза долю контрафакта на российском рынке.
Вот только откуда им взять столько акцизных марок?