Мошенники

Владимир Путин полез в трубу

«Чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований», – оправдывался перед Владимиром Путиным за грязную нефть в трубе руководитель «Транснефти» Николай Токарев в пятницу, 30 апреля.

«Они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!» – негодовал президент.

Путин предложил Токареву поменять систему контроля качества поступающей в нефтепровод нефти, тот пообещал дополнить нормативную базу и регламенты, которые усилят возможность контроля в системе «Транснефти».

Токарев заверил, что «Трансефть» вместе с Минэнерго и нефтяными компаниями согласовали меры по локализации всех последствий.

Сколько потеряли

Около 5 млн т нефти в трубопроводе «Дружба» оказались заражены, сообщил «Ведомостям» главный инженер «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго. Ее стоимость исходя из цены российской нефти Urals на 30 апреля составляет $2,6 млрд.

Потери меньше, утверждает человек, близкий к российскому Минэнерго: «загрязненной нефти всего 3 млн т» стоимостью $1,6 млрд. «Ведомости» ожидают комментариев представителя Минэнерго. Представитель «Транснефти» от комментариев отказался.

На территории Белоруссии в трубах «Гомельтранснефть Дружба» около 850 000 т загрязненной нефти, на производственных площадках белорусских НПЗ еще около 400 000 т. Польша успела принять около 1 млн т нефти с высоким содержанием дихлорэтана, Украина – 1,8 млн т, перечисляет Вериго. Остальное – на территории России, утверждает он.

Генеральная уборка

Очистка южного и северного трубопроводов «Дружба» начнется 1 мая, рассказал «Ведомостям» Вериго: согласно техническому регламенту «Транснефть» и «Гомельтранснефть Дружба» сольют загрязненную дихлорэтаном нефть в резервуары парков «Унеча» (на территории России) и «Мозырь» (Белоруссии).

Южный маршрут нефтепровода «Дружба» через Белоруссию, Украину и Словакию – две нитки пропускной способностью 16,7 млн т, северный – три нитки пропускной способностью 49,8 млн т по территории Белоруссии в Польшу. После очистки на каждом маршруте будет работать по одной нитке, говорит Вериго. Остальные нитки, содержащие грязную нефть, будут использоваться в качестве хранилища, пока будет очищаться слитая нефть.

«Гомельтранснефть Дружба» планирует выйти на 60–65% номинальной среднегодовой загрузки (или 40% проектной мощности системы) 10–11 мая. Очистные работы снизят пропускную способность нефтепровода «Дружба» на 60% от проектной мощности в первые месяцы после очистки, а по итогам года «Гомельтранснефть Дружба» сможет прокачать в Польшу и через Украину на Запад лишь 40 млн т российской нефти, говорит Вериго. В 2018 г. по «Дружбе» прошло 48,9 млн т.

Важно понимать, что запуск системы – только начало пути: она будет работать «в функционально ограниченном режиме», уточнил Вериго. По его словам, новая нефть без примеси дихлорэтана поступит на Мозырский НПЗ уже 4 мая.

Чем заменить

Доставить нефть в Европу можно еще двумя способами: по железной дороге (в прошлую пятницу РЖД заявила, что готова обеспечить до 5000 цистерн в связи с техническими проблемами транзита) и через морские порты – балтийские Усть-Луга и Приморск, а также Новороссийск. Чтобы перекачать 8,9 млн т, достаточно одного Приморска, рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: его мощность – 60 млн т, но в прошлом году перевалка нефти там была всего 38,5 млн т. Усть-Луга может перевалить 38 млн т нефти в год, загрузка в 2018 г. была 73%, а Новороссийск (без учета терминала в Южной Озерейке) – 50 млн т, его загрузка в прошлом году была 55%, говорит Бурмистров. Конечно, перераспределение потоков на Приморск увеличит затраты на транспортировку нефтяных компаний, но ненамного, считает он.

Кто «мошенничал»

«Частное предприятие в Самарской области, оно является своеобразным коллектором <…> на этом предприятии в нарушение всех технологических регламентов умышленно был осуществлен слив нефти, которая не прошла товарную подготовку», – рассказывал Путину Токарев.

Представитель «Транснефти» в пятницу заявлял о том, что слив некачественной нефти произошел через узел приема «Самаратранснефть-терминал», но компания в тот же день заявила, что не владеет узлом приема с 2017 г. а его новый владелец – частное ООО «Перевалка». Представитель этой компании не стал отвечать на вопросы «Ведомостей».