Мошенники

В ЕС бесследно исчезают €50 млн налогов ежегодно

50 млрд – именно такая сумма каждый год пропадает в Европе в результате мошеннической схемы с НДС под названием «карусель»: вероятно, она стала самой прибыльной за всю историю. Ее участникам удалась афера века: они реализуют на территории ЕС товары и услуги, не выплачивая государствам конечный налог. Хотя принцип этой схемы известен властям на протяжении вот уже 25 лет, она до сих пор наносит ощутимый ущерб, а страны оказались не в силах сформировать необходимые инструменты, чтобы покончить с ней. В конечном итоге полученная прибыль оседает в руках преступных и террористических групп, что подрывает легальную экономику и вредит законопослушным предприятиям. Накануне европейских выборов «Либерасьон» присоединилась к группе 34 СМИ в рамках проекта Grand Theft Europe в сотрудничестве с немецкой некоммерческой организацией Correctiv, чтобы совместными усилиями собрать множество конфиденциальных документов и провести десятки интервью для оценки масштабов этой гигантской мошеннической схемы.

Желанная прибыль

В прошлом году объемы НДС в Европе составили 157 млрд, что представляет собой более половины всех государственных поступлений. Не удивительно, что преступники обратили на него самое пристальное внимание с формирования в 1993 году единого рынка, чьи огрехи способствовали появлению схем типа карусели. Они включают в себя расположенные в нескольких странах ЕС предприятия, которые занимаются циркуляцией товаров (зачастую фиктивно), а затем требуют от какой-либо страны компенсацию НДС, хотя тот на самом деле не был выплачен ими. Быстрое повторение таких операций в течение нескольких месяцев позволяет добиться сразу целого ряда выплат. Когда налоговые службы стран устанавливают несоответствие, становится слишком поздно: зарегистрированные на подставных лиц предприятия исчезают, а деньги оказываются в офшорах. «Это мошенничество является одним из самых крупных с точки зрения задействованных сумм и представляет собой первый преступный рынок в ЕС, прямого конкурента наркоторговли», — отмечает Педру Фелисиу (Pedro Felicio), глава отдела по борьбе с организованной преступностью в Европоле.

Затронутыми оказались многие отрасли, но в первую очередь схема касается электроники, телефонов и компьютерных чипов, то есть небольших по объему товаров с высокой добавленной стоимостью. «Мошенничество типа карусель постоянно усложняется, — подтверждает источник в Национальном управлении налоговых расследований. — Мошенники используют все большее число предприятий-посредников по меньшей мере в трех странах и с французскими и иностранными ИНН, что затрудняет их обнаружение».

Во Франции пиковый показатель пришелся на 2009 год с гигантским мошенничеством с CO2: речь шла о квотах на углекислый газ, который мошенники могли обменять на гранты. Можно было всего за пару кликов купить квоты за границей и перепродать их во Франции, не выплачивая НДС налоговым органам. Затем операцию можно было повторить десятки раз, кладя в карман порядка 19,6% от вложенной суммы. В результате за восемь месяцев французское государство не досчиталось из-за мошенников порядка 1,6 миллиарда евро. Впоследствии было проведено несколько громких и показательных процессов. В прошлом году 32-я палата исправительного суда Парижа приговорила 36 человек к срокам до десяти лет и штрафам в 20 миллионов евро по так называемому «марсельскому» делу с мошенничеством по CO2 (385 миллионов евро ущерба). Тем не менее через десять лет после первых сообщений о мошенничестве удалось вернуть лишь малую часть украденных сумм, а многие преступники до сих пор на свободе.


Организованная преступность и терроризм

В списках Европола они значатся как «цели большой значимости». «Мы знаем этих преступников высокого полета, они известны большинству ведомств, которые занимаются такими вопросами по всей Европе, — утверждает Педру Фелисиу. — Некоторые работают в этой системе с самого ее появления, другие — порядка десяти лет. В авангарде мошенничества с НДС по всей Европе обычно стоят пакистано-британские и франко-израильские группы. Они представляют 2% от всего числа групп, но получили 80% всей преступной прибыли. Второе место занимают традиционные мафиозные организации. В первую очередь это касается итальянской мафии, которая играет важную роль в мошенничестве с НДС в Европе».

Во Франции за последние годы в таких схемах принимали участие мошенники из франко-израильских кругов. Полиции удалось установить несколько десятков лиц: они сейчас находятся в Израиле, Дубае и более экзотических офшорах. Одного из них, Стефана Альзраа (Stéphane Alzraa), недавно экстрадировали из Израиля за участие в схеме с кражей порядка 51 миллиона евро. Другой мошенник, Арно Мимран (Arnaud Mimran), который считается одним из главных участников схем с CO2 и уже получил восемь лет тюрьмы по делу о пропаже более 280 миллионов евро, в понедельник должен был предстать перед судом по обвинению в незаконном лишении свободы и вымогательстве в рамках организованной преступной группы. Тем не менее слушания перенесли по процедурным причинам. Его подозревают в том, что в январе 2015 года он заказал похищение богатого швейцарского трейдера для вымогания денег. Сам он отрицает все обвинения.

Это дело представляет собой наглядное подтверждение связей между сложными налоговыми схемами и организованной преступностью. Как и наркоторговля, мошенничество с НДС зачастую переплетается с другими типами преступлений, такими как отмывание денег, коррупция, убийства и даже терроризм. Многие из наших партнеров по расследованию установили связи между каруселью и финансированием джихадистских организаций. Так, наши испанские коллеги из «Конфиденсиаль» говорят, что террористическая ячейка в анклаве Мелилья использовала сеть из 40 зарегистрированных в Дании предприятий для получения порядка 8 миллионов евро, которые затем пошли на финансирование поездок боевиков в «халифат» «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организаций, прим.ред.). Один из главных участников этой схемы был задержан в 2017 году и ближайшее время должен предстать перед судом.


Франция в первых рядах

Во Франции власти до сих пор не могут оправиться от травмы с гигантским мошенничеством с CO2. Чтобы не допустить повторения такого скандала, налоговое ведомство сформировало новые инструменты, которые нацелены на предварительное выявление мошенничества. В частности речь идет об аналитической службе, чья задача заключается в предугадывании новых схем типа карусель. Следит за ситуацией особый отдел Министерства финансов. Его сотрудники просеивают информацию от 200 000 операторов (банки, страховые компании…), которые обязаны принимать меры против отмывания денег и сообщать о любых аномальных операциях.

В 2014 году была принята новая уголовная политика для более быстрого разбирательства по подобным делам. В подозрительных случаях налоговые ведомства могут в кратчайшие срок приостановить действие ИНН и обратиться в прокуратуру, не теряя время на углубленную проверку. Меньше отчислений, но больше рассматриваемых дел. По крайней мере, на бумаге. Национальная финансовая прокуратура рассматривает самые сложные случаи и в настоящий момент ведет 54 дела по мошенничеству с НДС, в каждом из которых государство потеряло в среднем 17 млн.

Как бы то ни было, помимо этих громких дел существует множество других, которые канули в Лету. Некоторые ведомства просто не могут совладать с наплывом дел и недостатком специализированных следователей. «Проблема новой системы в том, что она повлекла за собой потерю многих дел, — недоволен источник в налоговом ведомстве. — Многие из них передаются в прокуратуру без предварительной проверки, но затем не рассматриваются, потому что у структур не хватает ресурсов. Преступникам удается в результате уйти от налоговых органов и прокуратуры, что еще больше затрудняет подведение итогов мошенничества». В прокуратуре отказались давать комментарии.

Стоит отметить, что цифры представляют собой один из главных элементов этой войны. «Министерство государственных финансов не приводит каких-либо цифр по объемам мошенничества с НДС, в том числе по схеме карусель», — признали в ведомстве, предостерегая насчет «известных пробелов различных методов подсчета» и «ненадежных оценок». Чтобы отойти от такого «лицемерия», министр объявил в прошлом году о формировании специального центра для надзора за налоговыми махинациями, который должен представить независимую оценку. Тем не менее перспективы проекта сейчас выглядят незавидными. Сенатор-коммунист Эрик Боке (Eric Bocquet) был принят в середине марта министром Жеральдом Дарманеном (Gérald Darmanin) и считал, что его назначение на пост руководителя этого органа практически гарантировано. Тем не менее Макрон выбил у него почву из-под ног на пресс-конференции, заявив, что эта задача будет сначала доверена Счетной палате. «Палата занимается этим вопросом еще с 2013 года, а несколько парламентских докладов не получили продолжения», — заявил с недовольством Боке. Ему не по душе «потеря времени» и «туман», который сохраняет правительство, поскольку ему, без сомнения, хочется держать под контролем этот в высшей степени чувствительный вопрос. В министерстве отвечают, что проект все еще «актуален», хотя его график «сдвинут».


Международное сотрудничество неэффективно?

Официально, французские налоговые органы за последние годы активизировали обмен данными с иностранными коллегами. Тем не менее ряд наших партнеров указывают на сохраняющиеся пробелы и очень далекое от эффективности сотрудничество. Датские журналисты «Юлландс-Постен» и «Дагбладет» считают, что «создавать подставные фирмы еще никогда не было так просто, поскольку датские власти не проверяют даже элементарную информацию, касающуюся этих предприятий». Но именно они формируют основу мошенничества по типу карусель.

К такому же выводу приходят и наши мальтийские коллеги из издания «Шифт»: они указывают в первую очередь на ответственность органов, которые предоставляют услуги предприятиям. У тех категорически не хватает средств для выявления случаев мошенничества и информирования властей о подозрительных операциях, хотя стране отводится одно из главных мест в европейских схемах. Для исправления ситуации Европол предлагает полный пересмотр европейской системы НДС и отход от налоговой тайны, которая слишком сильно замедляет передачу информации. «Если мы хотим получить необходимые сведения и вести расследования по мошенничеству с НДС, налоговая тайна недопустима», считает Педру Фелисиу. Он также настаивает на том, что в каждой стране-члене ЕС должны быть сформированы специальные ведомства для борьбы с такими сложными схемами.

Как бы то ни было, в настоящий момент все усилия, судя по всему, не дают результатов. Если верить цифрам последнего исследования Европола, европейским правоохранительным органам удалось конфисковать всего 1,1% прибылей преступников. Другими словами, 98,9% средств остались у мошенников. «В таких условиях они не остановятся, несмотря на страх быть арестованными, — уверен Педру Фелисиу. — Оснований для того, чтобы это прекратилось, нет».

Эммануэль Фанстен
Жак Пезе