Мошенники

Бордюрный рекорд Собянина и семьи Орешкиных

В марте 2019 года столичные власти объявили два конкурса на поставку бордюров на общую сумму 1,7 миллиарда рублей. А в июне — еще один, на 658 миллионов. В тендерах победили две компании: ООО «Башкирский камень» и ООО «ТД Спецпласт». нашел подтверждения тому, что как минимум одна из компаний связана с сыном руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» .

По данным базы данных «СПАРК», московская компания «ТД Спецпласт» создана в 2015 году, руководит ею Широков Олег Валерьевич. С 2016 года компания ежегодно становилась подрядчиком ГБУ «Автомобильные дороги» по поставке разметочных материалов и гранитного камня. Всего «ТД Спецпласт» заключил с ГБУ «Автомобильные дороги» контрактов почти на семь миллиардов рублей. Почти во всех случаях «ТД Спецпласт» оказывался единственным участником тендера. Выручка составила около двух миллиардов рублей.


В чем секрет такого успеха?

Мы вооружились теорией шести рукопожатий и обнаружил, что всего через «два рукопожатия» ООО «ТД Спецпласт» связано с руководителем ГБУ «Жилищник района Некрасовка» Никитой Александровичем Орешкиным, который по случайному (или не очень — решать читателю) совпадению приходится сыном Александру Станиславовичу Орешкину, возглавляющему ГБУ «Автомобильные дороги». Компании-«клоны» «ТД Спецпласт» были ранее ликвидированы при участии конкурсного управляющего Владислава Голдобина. Он же ликвидировал ООО «Тройка», которым руководил Никита Орешкин.

«Тройку», где Никита Орешкин был гендиректором, ликвидировали в июне 2019 года, а два других предприятия — ООО «Торгпласт» и ООО «СБС» — годом ранее. Обе компании имели общий номер телефона с ныне действующим «ТД Спецпласт», и их возглавлял Букуров Илья Михайлович. Сейчас на странице Ильи Букурова в соцсети «ВКонтакте» указано, что он работает в «ТД Спецпласт». Там же можно обнаружить фото футбольной команды, участники которой одеты в форму с надписью «Спецпласт». Следующее фото — иллюстрация к поздравлению друзей с Новым годом. На нем можно лицезреть новогодний стол, который украшают мандарины и бутылка шампанского Moet, а в углу кадра приютились две плошки с черной и красной икрой. Оба снимка загружены в 2018 году.

Все упомянутые компании занимались торговлей стройматериалами или строительством автодорог. В профиле ООО «Торгпласт» в «СПАРК» указан сертификат на производство материалов для дорожной разметки, а «СБС» в числе прочего занималась инспекцией уже построенных дорог. Фирмы были зарегистрированы в Москве, в подвале дома 21 по Анадырскому проезду.

Нынешний руководитель «ТД Спецпласт» Олег Широков также является совладельцем созданного в 2012 году ООО «ДСС». Эта компания тоже единолично выиграла в 2019 году миллиардный тендер на… строительство автомобильных дорог и улично-дорожной сети.

Еще в 2017 году жители района Выхино-Жулебино жаловались на первого заместителя руководителя районного «Жилищника» Никиту Орешкина, который «периодически приезжает на работу на своем мерседесе, и чем занимается, никто не знает». Сейчас 25-летний Никита Александрович руководит ГБУ «Жилищник района Некрасовка».

По данным из открытых источников, первые пять цифр домашнего телефона Никиты Орешкина совпадают с телефонным номером супруги главы ГБУ «Автомобильные дороги» Орешкиной, которой, как сообщали СМИ в феврале 2019 года, принадлежит квартира на Никитском бульваре. Кстати, в одном из интервью руководитель «Автомобильных дорог» Александр Орешкин признался, что родился на Никитском бульваре. На странице Facebook Елены Орешкиной упоминается, что у нее есть двое детей: Никита и Арина.

Профили Никиты Орешкина в соцсетях закрыты для посторонних, однако, судя по аватарке, он увлекается гонками на квадроциклах.


Бизнес Никиты Орешкина

По данным системы «СПАРК», помимо ликвидированной «Тройки», которая занималась оптовой торговлей лесоматериалами, стройматериалами и санитарно-техническим оборудованием, Никита Орешкин в прошлом был совладельцем ООО «Искра» и ООО «Искра-бетон». В числе совладельцев обеих компаний фигурирует также дизайнер Мадина Выходцева, которая дружит в Facebook с матерью Никиты — Еленой Орешкиной.

Напомним, ликвидацией «Тройки», как и клонов нынешнего победителя тендера — «Торгпласт» и «СБС», занимался некто Владислав Голдобин. Данных о его личности в открытых источниках найти не удалось.


Связь пытаются скрыть

Заместитель директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia Илья Шуманов рассказал Daily Storm, что подобные схемы достаточно распространены, особенно в регионах.

«Насколько я понимаю, аффилированность достаточно опосредованная. Разумеется, связь пытаются скрыть оформлением коммерческих компаний на номинальных директоров и владельцев, на связанных опосредованно людей. Прямой связи обнаружить, как правило, уже не удается. Тем более — в таких знаковых проектах, как благоустройство Москвы», — сказал Шуманов.

Шуманов подчеркнул, что в данной ситуации нет формального повода для реагирования надзорных органов, так как об этом могли позаботиться знающие требования законодательства юристы. Однако важно проследить, как и куда будут выводиться денежные средства в дальнейшем. «Возможно, что, например, производство плитки непосредственно связано с этим чиновником или его родственниками. Сама компания, которая выполняет подряд, — она, наверно, не производитель. И уже субподрядчики — те компании, которые могут надзорные органы установить, они могут быть каким-то образом в прямой взаимосвязи быть идентифицированы», — пояснил Шуманов.

В самом факте, что отец и сын возглавляют различные ГБУ, по словам Шуманова, конфликта интересов не прослеживается, «если между ними нет финансовых взаимоотношений и нет сделок, которые можно идентифицировать как сделки с заинтересованностью». «Только прямая сделка с лицом, связанным родственными узами, и только директора, замдиректора и бухгалтеры, которые могут попадать под эту ситуацию — «конфликт интересов». В данном случае ГБУ «Жилищник района Некрасовка» и ГБУ «Автомобильные дороги» могут быть и не связаны», — рассказал представитель Transparency International.

[, 23.07.2019, “За 2019 год московское ГБУ “Автодороги” закупило бордюров на рекордные 5,3 млрд рублей”: «А вам-то какая разница, собственно говоря? Пишите в наше управление. Я кому попало такую информацию не даю», — ответил Daily Storm представившийся cотрудником управления торгов московского ГБУ «Автомобильные дороги» Сергей Ястребов. После упоминания федерального закона «О СМИ», где указано право журналиста получать информацию, если она не является тайной, сотрудник бросил трубку.

Ответственным должностным лицом во всех закупках указана некая Насырова Светлана Ивановна, однако с ней связаться не получилось. Удалось выяснить, что непосредственное решение о закупке принимает межведомственная комиссия, состоящая из представителей Главного контрольного управления Москвы, Федеральной антимонопольной службы и других ведомств, однако ни с кем из входящих в эту комиссию связаться также не вышло. В Главном контрольном управлении попросили направить официальный запрос и отказались от объяснений. Daily Storm связался с председателем комиссии по экономике и бюджету Общественной палаты города Москвы Надеждой Косаревой, однако она оказалась не в курсе ситуации с закупкой бордюров.

«Я только в конце июня была выбрана председателем комиссии [по экономике и бюджету Общественной палаты]. Конкретно с [межведомственной комиссией по утверждению закупок] даже не знакома и ни разу не взаимодействовала. И помочь вам не могу», — ответила Косарева — Врезка К.ру]

За 2019 год Государственное бюджетное учреждение Москвы «Автомобильные дороги» (ГБУ) закупило гранитных бордюров на общую сумму 5,3 млрд рублей, информация об этом есть на сайте госзакупок ЕИС. Только 11 июля были размещены четыре соответствующие закупки на общую сумму 2,99 млрд рублей. Это рекордная сумма: по данным сайта ЕИС, в 2018 году ГБУ приобрело гранитных бордюров на 1,412 млрд рублей, а в 2017-м — на 714 миллионов. В самом ГБУ удивились повышенному интересу к закупкам и отказались отвечать, зачем так много стройматериалов.

В 2017 году, как сообщают СМИ, МВД уже возбуждало уголовные дела в отношении сотрудников столичного ГБУ «Автомобильные дороги» за хищение 200 млн рублей на поставках бордюрного камня и других стройматериалов. Виновными были признаны владельцы ООО «Лакомстрой», которые выиграли тендер на 1,6 млрд рублей.

Наталья Дмитрак
Илья Юшков