Подготовка к Новому году в Санкт-Петербурге традиционно превращается в масштабную битву: компании друг на друга и заказчиков в ФАС, пытаясь получить лакомые многомиллионные контракты. изучило предновогодние закупки и выяснило, что из года в год госзаказы получают одни и те же компании, которыми владеют далеко не случайные люди: экс-чиновники, известные единороссы и их партнеры по бизнесу. А в этом году один из них даже создал подставную фирму, чтобы его перестали обвинять в использовании административного ресурса.
В2019 году потратил на новогоднее оформление города больше 250 млн рублей. Рекордсменом по новогодним контрактам стало ООО «Компания Омега». Оно получило два контракта от Городского центра рекламы и праздничного оформления на общую сумму в 30,4 млн рублей, 4,3 млн от района, 17,8 млн от и 12 млн от района — в сумме 64,6 млн рублей. «Омега» украсит город светодиодными конструкциями, «фонтанами» и панно.
Название «Омега» хорошо знакомо тем, кто следит за закупками Смольного: именно так называется компания , экс-главы Красногвардейского района Петербурга и вице-президента городского Союза промышленников и предпринимателей. Бывший чиновник владеет 40% «Ассоциации компаний Омега», которая год за годом получает госконтракты на оформление Петербурга к Новому году, Дню Победы, Дню города и другим праздникам.
Георгия Абелева уже несколько лет называют монополистом на рынке светового оформления улиц: «Омега» получила 162 млн рублей за госконтракты в 2018 году, а с 2010 года она на госзакупках 979,6 млн рублей. За последние годы «Омега» проиграла только один конкурс, в котором принимала участие — собеседник «Делового Петербурга», что именно административный ресурс и старые связи Абелева помогают «Омеге» год за годом выигрывать любые контракты. А для того, чтобы выиграть у нее в конкурсе, нужно снизить стоимость контракта на 30−40%, что для большинства компаний практически невозможно.
Однако в 2019 году ООО «Компания Омега», входящая в «Ассоциацию компаний Омега», не выиграла ни одного контракта. Вместо нее те же самые лоты получает другое ООО «Компания Омега» — зарегистрированное по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 47 литера, А пом. 5Н офис 317. Согласно «СПАРКу», единственный владелец и руководитель этой «Омеги» — некий Мокичев Виктор Германович. На первый взгляд эти «Омеги» никак не связаны между собой — но только на первый.
Несмотря на то, что госконтракты эта «Омега» начала получать только в 2018 году, ее зарегистрировали еще в 2005-ом — только тогда она называлась ООО «Восток-шина». 10 сентября 2018 года ее купила Лариса Храмцова, на следующий день назначила Мокичева гендиректором, а 13 сентября переименовала ее в ООО «Компания Омега». В этот же день, согласно выписке из ЕГРЮЛ, компания резко изменила направление деятельности: теперь она занимается электромонтажными работами и всем связанным с праздничным освещением.
Уже 19 декабря новая как бы независимая «Омега» получает свой первый госконтракт: 282 тысячи рублей за поставку новогодних украшений для Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова — причем оформлен он как закупка у единственного поставщика, без конкурса.
Дальше — еще интереснее. Предновогодние закупки в Петербурге традиционно начинаются еще летом: в прошлом году — в июне, в этом — в июле. 21 мая 2019 года у «Омеги» снова сменился владелец — теперь Виктор Мокичев стал не только директором, но и бенефициаром компании. А уже 26 июня Лариса Храмцова собственную фирму — ООО «Светотехническая компания Орион». Причем 40% «Ориона» принадлежит тому самому Георгию Абелеву, бывшему чиновнику. А зарегистрирована она по тому же адресу, что и как бы независимая «Омега»: Большая Пороховская, 47А, помещение 5Н, только офис другой — 306.
Более того, Виктор Мокичев, похоже, тоже не совсем случайный человек. Согласно «СПАРКу», в 2011 году он купил 5% компании ООО «Экспотрейдингхаус», а 95% ее выкупило ООО «НПК Электросеть», принадлежавшее тогда на 50% «Ассоциации компаний Омега», а на 50% — Ольге Абелевой, предположительно родственнице или жене Георгия Абелева.
Выходит, что экс-чиновник, которого давно обвиняют в злоупотреблении административным ресурсом, через нескольких подставных людей организовал одноименную фирму, но якобы никак не связанную с его компанией. В итоге в 2019 году «старая» «Омега» не получила ни одного госзаказа — зато «новая» к 1 ноября получила 17 контрактов на праздничное украшение Петербурга на 392 млн рублей (за все праздники), причем в большинстве конкурсов она была единственным участником.
Семейный подряд и друзья Валентины Матвиенко
Другой рекордсмен по количеству контрактов на украшение Петербурга в этом году — ООО «Яркий город», которое украсит мосты, Каменноостровский проспект и Австрийскую площадь. Эта компания уже тоже не первый год в этом бизнесе — в прошлом году, например, она получила госконтрактов на 135,5 млн рублей. Всего за последние четыре года «Яркий город» получил 251 млн рублей на госзакупках — в основном он поставляет светодиодные гирлянды для городских праздников.
Компания «Яркий город» принадлежит бизнесмену Артему Литвинову. По данным «СПАРК», он владеет долями еще в двух компаниях: ООО «Витана-инжиниринг» и ООО «Альянсстрой». Последняя тоже занимается праздничными украшениями и в 2018 году 5,5 млн рублей от того же Центра рекламы за предновогоднее оформление Петербурга.
«Витана-инжиниринг» уже не действует, в 2019 году ее исключили из ЕГРЮЛ как фирму, которая не предоставляла налоговую отчетность в течение года. Однако через эту компанию удается выяснить связи Литвинова с несколькими важными для Петербурга людьми.
29 ноября 2010 года Литвинов купил 6,25% «Витаны». В этот же день такую же долю компании приобрела Валентина Крупник, бизнесвуман и соосновательница модного бренда JM Studio. Другая его — , невестка , экс-губернатора Санкт-Петербурга и нынешнего председателя Совета Федерации.
Юлия Матвиенко (слева) и Валентина Крупник.
А муж Валентины Крупник — Павел Крупник — бывший президент регионального фонда поддержки (по сути, партии) и Законодательного собрания Петербурга — мандат достался ему в марте 2011 года после того, как депутат пошел на повышение в Совет Федерации. Более того, в 2012 году Павел Крупник ГУП «Городской центр размещения рекламы» — в 2018 году его реорганизовали в Городской центр рекламы и праздничного оформления, который и размещает закупки на праздничные украшения Петербурга. Правда, через два месяца он уволился по состоянию здоровья. На третьем месте по новогодним закупкам — ООО «Светодизайн», в этом году заработавшее на них 46 млн рублей. Оно украсит город гирляндами на тросах и установит в центре ели высотой 20 метров. А всего с 2014 года компания получила 356 млн рублей по госконтрактам. Согласно «СПАРКу», «Светодизайн» принадлежит мурманскому единороссу Акрамжану Саитбаеву. Он федеральным проектом «Историческая память», главная цель которого — сохранение исторического и культурного наследия России. «Единая Россия» его активистом партийного проекта «Школа грамотного потребителя», которому удалось добиться включения отопления в жилом доме в Мурманске.
Выяснилось, что в «СПАРК» и на сайтах «Яркого города» и «Светодизайна» указан один и тот же номер телефона. Ответивший по этому номеру сказал, что фирмы действительно делят один телефон, потому что «так получилось». От дальнейших комментариев он отказался, но в начале этого года корреспондентам сайта «MR7» удалось, что директор «Светодизайна» Дильноза Литвинова — жена Артема Литвинова, владельца «Яркого города». В общей сложности две компании получили 104,4 млн рублей на новогодних закупках в этом году.
Остальные компании, участвовавшие в торгах, получили контракты в общей сложности на сумму 82,4 млн рублей. Это ООО «Продекор» (три контракта), ООО «Завод рекламных конструкций», ООО «ОМ-Консалтинг», ООО «Группа компаний Мегаполис», ООО «Формула» и индивидуальный предприниматель Гусев С. А. (по одному контракту). Все они, кроме «Завода рекламных конструкций», участвовали в оформлении Петербурга и в прошлые годы.
Закупки по подготовке к Новому 2020 году еще не закончились: если Городской центр рекламы и праздничного оформления объявил результаты торгов еще в июле-августе, то отдельные районы продолжают разыгрывать лоты до сих пор. Хотя общая сумма контрактов в ближайший месяц еще вырастет, уже сейчас ясно, что «Омега», «Яркий город» и «Светодизайн» снова станут основными новогодними поставщиками Петербурга.
В прошлом году Смольный потратил на новогодние закупки больше — Комитет по печати, что общая сумма контрактов около 315 млн рублей. Однако корреспонденты городских изданий, сложив суммы всех закупок,, что фактическая сумма еще больше, около 500 миллионов. Для сравнения — Москва в прошлом году 642 млн рублей на украшение одного Смоленского моста.
Как ранее сообщало агентство , любые помпезные праздники в крупных городах являются способом освоения бюджетных средств. В частности в Москве на организацию новогодней иллюминации к новому 2017 году мэрия потратила 5,8 млрд рублей (а на праздничное оформление в целом — в общей сложности почти 6,7 млрд). Причем почти все фирмы участвовавшие в освоении праздничного пирога в той или иной степени были связаны с чиновниками мэрии. В частности одну из самых дорогих конструкций — сани-тройку Деда Мороза, установленную у Триумфальной арки на Кутузовском проспекте, стоимостью в 44,1 млн рублей, изготовила компания «Все сам». Последняя, в общей сложности, получила от мэрии за создание декоративных фигур и новогоднее оформление вылетных магистралей более 780 млн.
Ранее компания «Все сам» никогда не занималась светотехническими работами, зато успешно сотрудничала с департаментом торговли и услуг Москвы, который курирует вице-мэр .