В Челябинской области уже перманентно вспыхивают новые скандалы в многомиллиардной дорожной сфере. В эпицентре очередного из них оказался «Южуралмост», с которого ФНС в первой инстанции добилась взыскания более миллиарда рублей по обязательствам хорошо известного всем челябинцам еще по пресловутой «дорожной революции» экс-губернатора Михаила Юревича «Южуралавтобана». Последний после конфликта с налоговой ушел в банкротство, оставив все госконтракты аффилированному «Южуралмосту». Теперь их исполнение считают аналитики, и в части обслуживания дорог столицы Южного Урала, и в части исполнения обязательств перед Министерством дорожного хозяйства и транспорта региона оказались под угрозой из-за вероятного изъятия средств у контрагента. Как отмечают финансисты, у строительной организации просто не бывает такого объема свободных средств, а новые дисбалансы могут привести к искам о банкротстве «Южуралмоста». Чиновники, впрочем, предпочитают уклончиво говорить о соответствующих рисках, а в «Южуралмосте» указывают на намерения оспорить решение. Пока подрядчик готовится к новым судам, в администрации Челябинска объявляют о торгах на 3 млрд, а в ФНС заявляют об утечке тысяч сотрудников «Южуралмоста» в новую ОООшку, которую уже связывали с вероятными интересами высокопоставленных чиновников Челябинска.
Скандально известный дорожный подрядчик челябинских властей АО «Южуралмост» должен будет выплатить в бюджет 1,26 млрд рублей. Соответствующее решение принял арбитраж региона по иску к организации МИФНС России №16 по Челябинской области.
Согласно решениям суда, речь идет о 804,7 млн НДС и пене более чем на 461,8 млн рублей. Кроме того, арбитражем установлено, что за каждый день просрочки по исполнению этих обязательств за период с 14 октября 2019 по дату уплаты НДС компания будет обязана платить в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.
Отметим, что налоги ранее были доначислены ЗАО «Южуралавтобан» (согласно данным системы «Контур.Фокус», числится среди учредителей «Южуралмоста»). Как подробно сообщала «Правда УрФО», по итогам ревизии подрядчику были предъявлены колоссальные претензии, а фискалы вскрыли, что сотни миллионов рублей, выделяемые на строительство, ремонт и обслуживание дорог в Челябинской области, утекали за пределы РФ.
«Южуралавтобан» неоднократно пытался оспорить претензии ФНС, но все разбирательства проиграл. После этого компания благополучно ушла в банкротство, так и не исполнив обязательства перед бюджетом. Следствием и стал иск к «Южуралмосту», который, как указано в свежем решении суда, признан с «Южуралавтобаном» зависимыми организациями.
Отметим, что в иске первоначально были выдвинуты многомиллионные претензии еще к одной примечательной организации – ООО «ТехноПарк». Однако впоследствии фискалы отказались от них, и производство в этой части было прекращено. Впрочем, ссылаясь на интерес представителей дорожной отрасли, ООО «ТехноПарк» интересно своими вероятными связями и участниками. В частности, речь идет о Сергее Вильшенко, которого на рынке считают основным бенефициаром «Южуралавтобана», и который успел засветиться в конфликтах, сопряженных с НК «Бердяуш», принадлежащей сыну генпрокурора Юрия Чайки бизнесмену Артему Чайке.
Получить оперативный комментарий от УФНС по Челябинской области по этому делу к моменту публикации текста не удалось.
Между тем, как отмечают аналитики, крупные финансовые претензии могут стать серьезной проблемой для «Южуралмоста» и, соответственно, создают риски для исполнения многочисленных госконтрактов, которые он получал все последнее время. Речь идет и об обязательствах по содержанию дорог Челябинска, и о контрактах на сотни миллионов рублей, заключенных Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области с АО «Южуралмост» на ремонт магистралей.
«Взыскиваемая сумма сопоставима с годовой валовой прибылью «Южуралмоста» за прошлый год. Такой суммы в свободном виде у строительной организации попросту не бывает, а в составе дебиторской задолженности, которую по мере погашения будут изымать налоговики, могут быть не только будущие платежи заказчиков, но и обязательства поставщиков по предоплатам», – отмечает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
Эксперт отмечает, что даже сам факт ареста счетов в состоянии парализовать деятельность предприятия. «Если ему станет нечем оплачивать исполнение работ, начнутся расторжения контрактов и иски от заказчиков. К тому же, у АО «Южуралмост» имеются и собственные обязательства: судя по опубликованному балансу, на начало года кредиторская задолженность составляла более 600 млн рублей. Если предприятие прекратит исполнять обязательства, контрагенты могут начать подавать иски на банкротство компании», – заключил аналитик «Финам».
Эти риски выглядят еще весомее в свете выясненной «Правдой УрФО» информации, что размеры «Южуралмоста» могут быть значительно преувеличены. Как следует из оценок источников в ФНС, хозяйственная деятельность «Южуралмоста» якобы переводится на некое ООО «Урал-Сервис-Групп».
«Южуралмост» массово увольняет сотрудников, одновременно «Урал-Сервис-Групп» расширяет штат своих работников, что подтверждается представленными организациями расчетами по страховым взносам: из 3509 работников АО «Южуралмост» 3107 перешли в ООО «Урал-Сервис-Групп»; численность работников АО «Южуралмост» снизилась с 4 040 (4 квартал 2018 года) до 93 сотрудников (2 квартал 2019 года)», – говорится в комментариях налоговиков. Там также отмечается, что «Урал-Сервис-Групп» нарастил доход от реализации с 0 за 2018 год до 2,8 млрд за 1 полугодие 2019 года, открыв 41 обособленное подразделение.
Отметим, что согласно данным ЕГРЮЛ, в Челябинской области зарегистрировано только одно ООО «Урал-Сервис-Групп», получившее за последнее время целый ряд крупных госконтрактов. К прочему, «Правда УрФО» подробно сообщала о вероятных связях «Урал-Сервис-Групп» с челябинскими чиновниками и, в частности, «группой влияния, которая улаживала уголовные дела в УМВД и УФСБ».
Так или иначе, обсуждать финансовые риски подрядчика детально чиновники оказались не готовы. «На сегодняшний день указанный судебный акт Арбитражного суда Челябинской области не вступил в законную силу, обязательства АО «Южуралмост» выполняются согласно заключенным государственным контрактам», – заявили «Правде УрФО» в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
В администрации Челябинска также сослались на тот факт, что акт в настоящее время в законную силу не вступил, добавив информацию о возможных схемах и сроках истребования денег у подрядчика. Но от конкретных ответов о рисках, например, остановки работ в Челябинске, в мэрии уклонились.
В самом «Южуралмосте», в свою очередь, «Правде УрФО» заявили, что приложат все усилия, чтобы надлежащим образом исполнить действующие госконтракты, добавив, что итоги рассмотрения дела о претензиях на 1,2 млрд рублей будут оспорены компанией в вышестоящей инстанции.
Пока же «Южуралмост» готовится к новым разбирательствам, администрация Натальи Котовой объявила аукцион на содержание улично-дорожной сети Челябинска на 2020-2022 годы с начальной ценой контракта порядка 3 млрд рублей. До первого января, впрочем, эти обязательства исполняет «Южуралмост». Будет ли он участвовать в новом конкурсе, на текущий момент неизвестно.