Мошенники

У Виссариона началась мирская жизнь

Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник. 

«Задержали самого Виссариона (руководителя секты Сергея Торопа — ИФ), и еще двоих руководителей религиозной организации „Церковь последнего завета“. Оперативные мероприятия в Курагинском районе проводят федеральные СКР и ФСБ», — сказал собеседник агентства. 

Тороп-Виссарион 

Сергей Тороп родился в Краснодаре, в семье строителей в 1961 году. С этой даты среди последователей ведется летоисчисление «Эпохи Рассвета». До шестилетнего возраста воспитывался у бабушки, имевшей старообрядческие корни. Она оказала на него религиозное влияние. В 1968 году семья переехала в Минусинск на заработки. После окончания школы Сергей Тороп отслужил в армии, потом работал в милиции. Он занимался восточными единоборствами, йогой и увлекался учением Рериха (художник-эзотерик). Изучал оккультизм, христианство, сам писал картины. 

Учение

В мае 1990 года Тороп объявил, что у него «открылась память» и он «узнал», что он — сын бога и его имя — Виссарион. Спустя год, по его утверждению, он был крещен самим Господом, который благословил его на проповедь «Единой Религии».

Первую проповедь он произнес где-то возле Минусинска 18 августа 1991 года. Этот день для его последователей является одной из  основных сакральных дат, причем они связывают его с московским путчем (а не с праздником Преображения).

Учение представляет попурри из авраамических религий, индуизма, буддизма, оккультных течений и философских размышлений самого Виссариона — Торопа. Помощником Торопа Вадимом Редькиным подготовлены и издана серия книги «Последний Завет», стилизованное под Новый Завет описание жизни Виссариона. 

С момента своего создания учение Виссариона стало широко распространятся по всей России. Тороп разъезжал по городам России с проповедью своего учения, наибольший успех имел в Петербурге, появились последователи и в других республиках бывшего СССР (в частности в Латвии). Позднее, с конца 1990-х годов Виссарион совершал миссионерские поездки в страны Западной Европы, в том числе в Германию и Англию. В своей миссионерской деятельности Тороп добился успехов в Болгарии и в Германии, где к 2000 году было несколько общин общей численностью более 200 человек. 

Город Солнца

В 1994 году создается «Община Единой Веры», в октябре 1995 года движение было перерегистрировано как религиозное объединение Церковь Последнего Завета (ЦПЗ). Тогда же было зарегистрировано ЗАО «Табрат», созданное его последователями. Был построен центр «Экополис Тиберкуль» на Сухой горе у озера Тиберкуль в Красноярском крае. Виссарион утверждал, что на этом острове собирается энергия космоса. 

Верующие ЦПЗ приобрели в собственность большой участок земли (250 га), где было начато строительство «Обители Рассвета». В 1996 году последователи ЦПЗ построили первую церковь в селе Черемшанке. В разных городах страны почитатели Виссариона стали продавать квартиры и переселяться в деревни вокруг горы Сухой.

Община Церкви Последнего Завета состоит из Единых Семей деревень, находящихся на территории Курагинского и Каратузского районов Красноярского края, и имеющих статус религиозных групп без образования юридического лица и представляющих из себя добровольные сообщества верующих. На территории общины Церкви Последнего Завета в Курагинском и Каратузском районах Красноярского края проживают приблизительно четыре тысячи человек. Главная община получила название Город Солнца. 

Проблемы с законом

В марте 2020 года в квартирах адептов прошли обыски. Объектами внимания СКР стали детские и юношеские учреждения виссарионовцев. В поселке Город Солнца действует сочетание колледжа, монастыря и школы выживания — молодые люди учатся выживать в дикой тайге, постигают духовные практики. После трех-четырех лет пребывания в «обители» воспитанники нанимаются как строители-шабашники к жителям Красноярского края и прилегающих регионов. Часть заработка юные виссарионовцы отдают в казну общины. Кроме строительства воспитанники «обители» зарабатывают на жизнь промышленной заготовкой кедровой древесины — по примеру взрослых виссарионовцев, для которых лесоповал в тайге — выгодное ремесло.

Как сообщил в соцсетях пресс-секретарь Виссариона Вадим Редькин, в отношении директора «Истоков» Владимира Ведерникова возбуждено уголовное дело по факту коррупции и мошенничества. По словам Редькина, в ходе обысков в «Истоках» изъяты «вещественные доказательства», проведены допросы последователей ЦПЗ и жителей Курагинского района. В ЦПЗ сообщают, что уголовное дело поручено расследовать подразделению СКР, занимающемуся расследованием бандитизма, организованной преступности и преступлений прошлых лет. Редькин предположил, что СКР выявил финансовые нарушения. «Приблизительно третья часть зарплаты учителей добровольно и согласованно объединяется для развития этой школы и выплаты зарплаты тем учителям, которые работают в школе, но не устроены официально в связи с нехваткой нужных документов. Я пока не вижу этических нарушений в управлении школой», — сказал тогда Редькин журналистам.

В конце августа в общину прибыли журналисты, представители религиозного движения попытались помешать съемкам. По данному факту возбудили уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов). 

Официальных комментариев от СКР пока не поступало, не исключено, что список статей будет гораздо длиннее. 

«Истоки»

Особое внимание следователей привлекла школа «Истоки», существующая с 1995 года в деревне Черемшанка. Сейчас в Черемшанке проживает более тысячи человек, прирост населения в деревне пришелся на 1990-е годы, когда туда стали съезжаться со всего бывшего СССР последователи Виссариона. В школе «Истоки» детям кроме базовых предметов начальной и средней школы преподают религиозное учение лидера. Во внеучебное время воспитанники под руководством взрослого священника совершают так называемую детскую литургию. Она заключается в том, что дети исполняют под музыку священные гимны общины только для других детей и матерей, которые приносят на литургию младенцев.

Физкультура, музыка и изобразительное искусство также преподаются по модели практикуемой в ЦПЗ системы «Нового образования». «Новое образование» состоит из «мира сказки» — дошкольный возраст, «мира юных волшебников» — возраст начальной школы, и «мира нового общества» — средняя школа. Педагогика по Виссариону предполагает избежание формирования у ребенка негативных образов, атрофию чувства взаимного соперничества и агрессии. Судя по открытым данным, в школе нет субординации между учителем и учеником. Педагоги называют себя уменьшительными именами (Володя, Слава), и так к ним обращаются дети.

«Новое образование» — синтез общеобразовательных предметов с ремеслами и художественными промыслами. «Маль­чи­ки долж­ны вы­рас­тать ма­сте­ра­ми, а не во­и­на­ми, а де­воч­ки — доб­ры­ми, уме­лы­ми хо­зяй­ка­ми, помощницами мужчин», — указано на сайте «Истоков». 

У виссарионовцев с 1990-х годов существует практика, что подростки выбирают себе ту профессию, которая остро нужна в повседневной жизни общины: строителя, врача, учителя, зоотехника, агронома и т. д. В ЦПЗ нет своих имеющих аккредитацию колледжей и вузов. Чтобы поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение, юные виссарионовцы сдают на аттестат зрелости в прилегающих к общине поселковых школах.

Особенности жизни в секте

Как писал Андрей Полынский для портала Religare.ru, в секте существует «десятина» — каждый последователь отдает в казну десятую часть доходов. Разрешены «любовные треугольники» (одна из основ учения Виссариона заключается в том, что ревность — недостойное чувство). Поощряется доносительство членов друг на друга. Введен тяжелый физический труд, строгая вегетарианская диета. Сообщалось, что некоторые последователи, продав свое имущество в пользу секты, вынуждены были сами проживать в нищенских условиях.