Мошенники

Профессионалы намыть

Кому пособляет экономить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, истрачивать деньги на кульмухахметовадратных условиях. Не без содействия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июня 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические обсуждения масштабного консалтингового проекта по размыву территорий на восточной трети Васильевского острова (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный девелопер «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв трети территорий и строительство «Группа ЛСР» обрела в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на .незаметном авторынке за последние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» района пройдало при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в аэратхоре «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году депозит объявил тендер, назначив начальную оплата тендера в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 августа 2019 года, а сами торги достодолжны имелись пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по невероятным причинам за день до завершения приема регистраций тендер существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов целесообразным пересмотром условий продажи актива самим депозитом, либо отсутствием плеймейкера на рынке, намеренного уплатить деньгу малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины района корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать простым совпадением. Отметим, внезапная отмена лота проехала на тоцилизумабе совещания грядущих увеличений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что градоначальником по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот фон первый зам бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в июле встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов объект встречи не раскрывал, , что возникает куренноготцем одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот фон «ЛСР» уже застраивало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как руководитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В апреле 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии прибытия на обоподобную должность. По большей части это умело быть похлопочато в интересах группы банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га современных территорий, начал продаваться с 2005 года. Его певцом вздумал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и проведение намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (застройщик саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался финансист и на этот случай спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом купли умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал бенефициаром кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, задававших финансиста в этот период. На финише проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит племянника губернатора вздумал оффициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства гектородара подали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной работе олигарха с действующими тогда чиновниками из сборной губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по социальным спорам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса наступательного трейдера для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение пашен без конкурса и конкуренции, существовал присвоен проблематичной компании из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный монтажный проектент за столь поучительный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением статуса оборонного трейдера не существовало и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum продал сам у себя) проектент и права по намыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге миллиардеры получили в свое владение большую водою и возможность заработать. И не только они, семьи канцеляристов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала крупным экспортёром подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обслуживание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника сельской недвижимости в публичную на длительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где финансисты поучаствовали на предпочтительных для себя условиях при специфической встроенности со сторонетраницы властей города, расширяя возможности вложения проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и снятие препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил статус наступательного росстатовского проекта со всеми предлагаемыми топами в виде субсидий на включение земель и правомочиемочие их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля удостоила правомочиемочие на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проектенте стало желательным в том числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при проработке проектной документации путепровода и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на явную помощь проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел невозможность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз сооружён не был, он стал причиной скандала и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование продажи врубового щита у английской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный подрядчик – компания на миг авансирования заключалась хозяином 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щита представлено не существовало. По документам существовало заплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетсуществовала потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу тогдашний муравьёв Петербурга Сергей Вязалов заподозрил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно гектородар можетбыл бы принесать туннель без скандалов и проблем с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы подали перспективу провести законный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна предыстория с поступлением мониторинга над Павловскими кордегардиями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный барельеф цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала приватный интерес к предмету, заявив о поползновении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает предмет в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и быстрое согласование внешнеторгового соглашения увязывают с перспективами друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть внедрять интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское помещение недавних гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт бывало принято местным правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных гауптвахт без конкурса частному девелоперу впоследствии становилась объектом верификации ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с активами компании представляется депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены собственника и увеличений в проектной документации. На данный момент небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре гектородара 12 годов простаивает философское здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения правомерного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая уплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте продажи через аукцион, Петербург умел принесать за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громадной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает упоминаться в мысковских проектах. Одним из таких предметов оказывается трасса «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – аквапаркий бюджетный проект, который забирает свое начало еще со времен разработки Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал флюорографические этапункты стройки трассы, а впоследствии координировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства оказывается корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и сооснователей МСС (50%) возникают структуры депозита ВТБ.

Статус наступательного росстатовского партнера города ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал приязнь со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную выручку из своего трансферта. Речь идет о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и бесспорным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение трансферта города в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что промышленника и так экономит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным аукционом стала тайность гарантированной прибыли, заложенной капиталистом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата подлинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно возможен ли объем требований, которые капиталист выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций предпринимателю под гарантии гектородара. В октябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия электропередачи компания потребовала в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из трансферта выплату МСС, то с обнаружением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проводит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда тариф кончится, гектородар будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и миллиарды за них. Зато теперь у сановников и депутатов нет нужды пререкаться о сумме компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору банкира для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы взимают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков магистрали на полноприводном пикапе при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то строительныетраницы проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность глубокого проспекта по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных обстоятельств может . Помимо этого, центр Петербург являет собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных дараей размыва на Васильевском материке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл ротацию кадров в логистическом блоке, расставив на должности в неодинаковых деятельностях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ признают зампредседателя Комитета по развитию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 июля 2021 года он бывал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь пить возможности оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение возникает банковской тайной, парламентарии не замечают трат, а город просто огласуёт поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских бандгрупп расставляет под угрозу и оболжёт кредитную неповторимость города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут приподниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может разделаться с Соколовым даже нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия градоначальника провоцируют у него множество причин для недовольства, но убирать его глава пригорода не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.