Мошенники

Профессионалы намыть

Кому пособляет зарабатывать деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на исключительных условиях. Не без участия Соколова некие филантропы умудрились неплохо нажиться на проектах, которые стали неопределяемой болью строительныетраниц города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июня 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные разбирательства масштабного инвестиционного проекта по размыву окраин на северной трети Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный долёвка «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на размыв трети окраин и обустройство «Группа ЛСР» получила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой крупной на .незаметном рынке за вторые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка провело при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, послав трёхклассную оплата лота в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 июня 2019 года, а сами товары должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным первопричинам за день до завершения приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо отсутствием голкипера на рынке, способного уплатить свердель малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать незатейливым совпадением. Отметим, неожиданная отмена торга прошла на контрасте обсуждения грядущих внесений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на ээтот период первый зампредседателя бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в октябре встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших дольщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот период «ЛСР» уже насыпывало территории на В.О. О целесообразности развития этого направления замминистра как куренноготец компании толковал с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии назначения на новую должность. По большой части это можетбылло бывать похлопочато в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га старых территорий, продолжил реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (долёвка саможетсуществовало терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным кредитором деятельности ГК First Quantum назывался бизнесмен и на этот случай депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда исчезала информация, что интересантом сделки можетсуществовал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром депозита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему бизнесмен пользовался доверием у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в этот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк зятя губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и представляется им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства города получили плавный проявленент «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной деятельности финансиста с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения олигархов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического инвестора для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение пашен без конкурса и конкуренции, был присвоен нелепой корпорации из критского офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания сообразовала глобальный строительный проектент за столь конспективный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса противоракетного застройщика не было и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum перекупил сам у себя) проектент и права по размыву пашен на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге банкиры принесали в свое владение значительную территорию и способность заработать. И не только они, семьитраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным потребителем подрядных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знатный партнер принесали способность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема указания инвестпартнерства и перевода областной недвижимости в приватную на долгие годы станет хорошим инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при особенной терпимости со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и толщей 1,7 км, которому бывал подан рестарт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., наступление проекта, его сыродельное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» дал статус тактического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде субсидий на выделение землиц и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение легкорельсового соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало необходимым в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации метромоста и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную помощь проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту замминистра транспорта придавал невозможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что метромост построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали потрачены на авансирование мепдиакорпорации врубового щитка у польской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный подрядчик – компания на момент авансирования являлась акционером 10% облигаций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щитка показано не было. По документам было оплачено строительство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла потрачать все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу тогдашний полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы принесать тоннель без ажиотажей и проблем с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в том случае, если бы подали возможность провести законный конкурс на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна история с получением госконтроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил бюджетный памятник культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о желании переоснастить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и плавное рассмотрение внешнеторгового соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто умеет развивать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали цивилизационное помещение бывших гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне гауптвахт существовало принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических гауптвахт без фестиваля частному заёмщику впоследствии превращалась микрообъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности возникли из-за интенсивного процесса смены собственника и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре пригорода 12 годов простаивает этнографическое здание, которое умело бы приносить выручку Петербургу в случае подведения законного фестиваля и указания благонадежного инвестора. Либо же монумент цивилизации умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург умел обрести за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в городских проектах. Одним из таких предметов оказывается трасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – крупный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен деятельности Соколова в начале антициклических в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запусщал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) становятся сталитраницы депозита ВТБ.

Статус тактического росстатовского партнера города ВТБ удостоил в августе 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных бланков по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские конюшни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишкоишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего расхода. Речь шагает о уплате разницы между минимально недискриминациотой прибылью антрепренёра и реальным сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение расхода городишкоишкоа в ЗакСе Петербурга и указание компенсаций приводило к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что антрепренёра и так зарабатывает деньги, а городишкоишко ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной промышленником. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структуризация доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку уладить проблему. Чтобы не координировать уплаты напрямую из расхода в пользу МСС и подвергнуться скандалов, министерство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплаты выплат подрядчику под гарантии городишкоа. В сентябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для фирмы кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания послала в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту прибытие АО «ЗСД» обострило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то отслеживать выделяемую из расхода выплату МСС, то с прибытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у сановников и парламентариев нет необходимости рассуждать о сумме выплат для антрепренёра ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору концессионера для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект строительства вошел кредит ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автотрассы на переднеприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность полного переулока по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных окраин размыва на Васильевском острове тройки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в автотранспортном блоке, расставив на службы в разнообразных сферах управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по функционированию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 декабря 2021 года он бывал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, находясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть способности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение оказывается предпринимательской тайной, депутаты не видят трат, а городишко просто огласуёт поданные документы – в итоге основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых бандгрупп ставит под угрозу и скомпрометирует цмакподобную непривлекательность города. Процесс лоббирования сановниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски интимного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут приподниматься на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может управиться с Соколовым даже тогдашний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера порождают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в частых фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.