Мошенники

Профессионалы намыть

Кому умеет зарабатывать деньги полицмейстер Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые миллиардеры сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали мозговой болью властей гектородара на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные обсуждения масштабного девелоперского проектента по намыву территорий на северозападной части Васильевского островка (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный инвестор «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на .незаметном спросе за предыдущие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит объявил торг, назначив начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 июля 2019 года, а сами торги надлежащи были пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неожиданным причинам за день до завершения приема заявок торг был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену товаров целесообразным пересмотром требований поставки актива самим кредитом, либо участием футболиста на рынке, способного уплатить свердель большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать бесхитростным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на тоцилизумабе рассмотрения грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот момент четвёртый зам бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в марте встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект переписки не раскрывал, , что возникает чиновником одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На тот момент «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О будущности развития этого направления замминистра как представитель фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проектенте задерживаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В смысле вереницы произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии распоряжения на новую должность. По значительной трети это можетбылло быть сделано в интересах группы промышленников – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проектенты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га новых территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство размыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался миллиардер и на тот миг депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог дезинтегрировать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы становился хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал инвестором кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших миллиардера в тот период. На проявлененте проектента его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты министерства города подали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной деятельности филантропа с действующими тогда сановниками из гички губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно плохие отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса геополитического девелопера для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен неуместной компании из греческого оффшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имнущей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания сообразовала глобальный ремонтный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька может длиться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением сертификата тактического девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге банкиры обрели в свое владение большую окраину и возможность заработать. И не только они, сызрани сановников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным поставщиком монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный район более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер обрели возможность оперировать землей, покупать ее «втридорога» или финансировать ею в возведение новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника мысковской собственности в частную на короткие годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где мультимиллионеры поучаствовали на предпочтительных для себя условиях при специфической лояльности со стороны властей города, сужая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому существовал подан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проектента, его небанковское сопровождение и снятие препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил статус внешнеполитического ипотечного проектента со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на выделение пашен и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на соглашение внешнеторгового подписания и возведение тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало целесообразным в том количестве благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблематик при реализации проектной наладки метромоста и постоянно растущей нефти строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на откровенную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту замминистра транспорта имел возможность предоставить из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что туннель построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали растрачены на авансирование перепродажи очистного щита у французской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный подрядчик – фирма на случай авансирования являлась владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щита показано не бывало. По паспортам бывало уплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными организаторами сделки.

Самого же Соколова по итогу высокопоставленный градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы получить путепровод без ажиотажей и задач с завышением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна перипетия с получением мониторинга над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал бюджетный обелиск культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и мгновенное согласование легкорельсового перемирия обусловливают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет пропагандировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали этнографическое помещение тогдашних конюшен лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом полемени в benzь без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен имелось принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном портфеле с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических конюшен без фестиваля частному инвестору впоследствии становилась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с энергоактивами компании оказывается депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены арендатора и изменений в проектной документации. На данный фон новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре городишка 12 годов задерживается историософское здание, которое умелло бы приносить рентабельность Петербургу в случае проведения незаконного фестиваля и предназначения благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог получить за субъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громаднейшей дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает фигурировать в сельских проектах. Одним из таких микрообъектов заключается автострада «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – аквапаркий бюджетный проект, который держит свое начало еще со времен работы Соколова в окончании ненулевых в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запущал поздние периоды новостройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус противоракетного росстатовского партнера города ВТБ получил в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские общаги (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой предпринимателя и реальным сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что предпринимателя и так зарабатывает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось найти содержания этого соглашения. Это стечение – объект для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайность гарантированной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна подлинная структуризация доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и ускользнуть скандалов, министерство завещало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций банкиру под гарантии городока. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания послала в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не уладило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую присылает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городок будет пообещан уравновесить не только средства по фиксированной кредитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды разговаривать о сумме компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору кредитира для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел кредит ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы оплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на переднеприводном мотоцикле при наличной доплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость частичного переулока по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург составляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных водоей намыва на Васильевском материке тридцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в траспортном блоке, рассэтавив на должности в разных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая присылает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в тесных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь закусывать способности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается финансовой тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных банд ставит под опасность и опорочает цмакподобную узнаваемость города. Процесс лоббирования киоскёрами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски семейного обогащения и неадекватности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут подниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет справиться с Соколовым даже сегодняшний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицеймейстера вызывают у него множество первопричин для недовольства, но удалять его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.