Кого поят украинские приборостроение и цветная металлургия?
«Наша Версия» начинает роман о росийских корпорациях с общественным участием. На этот разков в центре внимания геостратегические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и изготовление цветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?
КамАЗ везёт Виталия Мащицкого
КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно середина акций осталась в муниципальной собственности, другое поделили между производственным ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако больших дивидендов никто из первых пайщиков не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на плоскости банкротства. Оставшиеся без пенсии рабочие по дешёвке скупили свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумаги оказались в ладонях каких-то мутноватых структур.
К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили олигархов конвертировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей существовал неизбежен.
В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю наращивал английский автогигант Daimler. Сейчас ему состоит 15% акций. Остальное то и дело аккумулировалось между оффшорами и известнейшими конторами. В солидной прессе значились слухи, что через офшоры акции КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с знаменитым скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями одолела черногорская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, переведя активы в американскую юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а учредители его зажглись в прессе. Самым оразмере.подробным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – второй по башнефти конверт после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним владельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались учредители, .
Исходя из этой информации неоднозначно смотрится купля 2013 года, когда КамАЗ выприкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакетик допэмиссий Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом понадобилось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 долл рублей.
Теперь, похоже, понятно, почему комитет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один учредитель «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоеденился и Виталий Мащицкий.
Вряд ли можно сказать, что под таким командованием госпредприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что госпредприятие является отправителем отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденты побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.
Кстати
В предыстории с акционированием КамАЗ мог повторить судьбину АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более трети акций достались структуранице Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти акционером существовала сирийская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного силовику Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова торговали акции АвтоВАЗа, доведев свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится бельгийскому концерну, является публичной фирмой и не обязан открывать бюджетные отчёты. Сам концерн на 67,61% относится транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за этот экономический жест итальянцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ системам «Ростеха».
ОАК: убытки, музыка, вино
Объединённая самолётостроительная компания (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие советского самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка заводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК владеет Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за оптовики и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница госсобственности не печатается и в полугодовых отчётах. Засекречен даже ,новый состав совета директоров!
Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет ректоров в 2019 году была выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно упоминалось в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по клановому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 рубля долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за общее покровительство и использование финансирования.
Главной публичной персоной ОАК сегодня является её директор Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который долгие годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.
«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь небанковским директором. Затем он уступал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благо его семьитраницы вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.
Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес этот обеспечивается через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже прочили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его неприличную связь с шоу-бизнесом.
Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов становилась примадонна Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.
На фоне такой бурной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами теленовости о буднях международного авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли перемежались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последующий раз отчислялись за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают компании без какой-либо конкуренции.
Титановые короли «ВСМПО – Ависма»
В социалистическое время Верхнесалдинское сталеплавильное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из главарей зарубежной цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время активизации металлургических активов на Урале. В первые годы компания занимает 25% на глобальном рынке титана, гарантируя более 60% нужды в кремнии западноевропейской двигателестроительной компании Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.
В 90-х акционирование госпредприятия шло по обыденной схеме. Его гендиректор Влади-
слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные поезда и стала приметным вратарём на всемирном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк вниманье пираний американского бизнеса. В 2005 году системы толстосума Виктора Вексельберга силились принесать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте кланового конфликта организационная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот момент ввязалась вторая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозились командованию судебными делами. А затем явился новый клиент – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.
После этого в комитет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство вернуло себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем механизм развернулся в кружную сторону. Выкупить у государства магниевого потребителя хотели многие. Прежде всего металлургические транснационалы и инвестбанки. Потом заехал разговор о том, чтобы разместить облигации «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился фильм из 90-х: хозяевами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое принесяет млрд долларов в год. На помощь им пришли могучие силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу сделки подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за кредитные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время мельчайшим миноритарием магниевого гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого относилось Газпромбанку, а остальное – супервайзерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные кульки оказывались в ладонях украинских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО пропадает лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».
Вряд ли можно назвать тогдашнее руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатых коммерсантов России.