Десять годов назад в аварии на Волге погибли 122 человека. Что сгубило пароходик «Булгария»?
Десять годов назад, 10 июня 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в биографии новейшей России катастрофа океанского пассажирского судна. Во время урагана затонул двухпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 авиапассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих ,пор не могут забыть те чудовищные минуты. Один из них, новоиспечённый связист пароходика «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?
Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут друг предложил поехать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил затрясти стариной — продолжительное время усаживался без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В теплоход я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» существовала ренессансным грузопассажирским лайнером в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.
Справка «Ленты.ру»: характеристики ледокола «Булгария»
Двухпалубный сухогруз «Булгария» существовал выстроен в гектородаре Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, амплитуда результата — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 ослиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, паб и солярий. Первое наименование электрохода — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на территории Татарстана. С этого времени сухогруз выполнял грузопассажирские рейсы по речкам Волга и Кама, а также озёрам и озерам.
Известно, что ледокол вышел в авиарейс с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое положение «Булгарии»?
Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала заурядная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать отличнейшего — однаружать мою нештатную рацию, в неполадки выпрямителей которой меня пытались обвинить.
Дело было так: перед весенней навигацией мы висели на капремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы старались это сделать полчаса, хотя рация надлежаща включаться по шлепку пальцев
А потом этот трансформатор еще обливать водичкой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под условия проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.
«Я услышал визг капитана»
Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в двухнедельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был приметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На пароходе обретались 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.
Какой была обстановка на пароходике перед выходом из Болгара?
Теплоход был забит практически под завязку, среди кондукторов существовало много девочек и детей. Это был третьей день плавания. В Болгаре поднялся порыв, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что ветры до 18 метров в секунду. Но по мере моего движенья порыв усиливался.
В какой-то случай он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в тот случай позвали в музыкальный зал на досуговую программу — на корме у нас были артисты.
Вы помните, как начались ужасные события?
Я помню, ко мне заехал [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — подсказал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом поехал в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри послышался гул разбившегося стекла.
У меня в каюте существовала стекляная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал стон капитана: «Все на левый борт!».
Бегом прибежал в радиорубку, хотел объявить по вахтенной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…
Некоторое время я возился с аппаратурой, удавался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в данной обстановке передавать извещение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый борт и переломился рядом с капитаном. Так положено по инструкции — телефонист всегда должен быть поблизости.
Помню, как впился в подлокотники на борту, а порыв с ливнем рвал мне спину. Капитан заскочил в каюту и там пытался забрать судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен ледокола превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.
Что начиналось с пассажирами в это время?
На нижней палубе существовали только председатели команды: что совершалось внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выбивали иллюминаторы, подпрыгивали сами, уберегали своих женщин и детей.
«Такое в жутком полусне не могло привидеться»
Что вы делали в момент подтопления «Булгарии»?
Я пребывал на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: ползал по накренившемуся лайнере и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая порубка с майором скрылась под водой.
К этому времени все внешние помещения существовали залиты водой. Мы смогли стащить четыре спасательных плота с левого лайнера, и с вашего лайнера я скинул три.
Когда я оказался в воде, быстро заскользил к ближайшему спасательному плоту, поддел его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде
Плоты разбросало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в кучу и орали людей. На каждый какой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малейшие автоклавные спасательные плоты, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На ..первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы обретались в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в таком шоке, что стояли молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами торчала звенящая тишина. Я сам после того, как мы завершили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.
Из оцепенения мы вышли, когда друг за дружкой появились суда. Тут уже все замахали ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!
Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!
Сейчас я думаю: капитаны просто не поняли, что случилось. В жутком сне не можетсуществовало привидеться, что люди пребывают на воде после крушения судна. Это существовал первый момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [капитаны], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.
Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то загадочное совершается в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.
В 2011 году в отношении капитана теплохода «Арбат» и капитана толкача «Дунайский 66» были возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпьющим несчастье на море или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров были осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.
«Всегда виноват капитан»
Как вас спасли?
Когда суда пройдали мимо, река разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный плот и заскользили к корабельному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, перекувырнулись за буй и стали ждать. К корабельному ходу заскользил и старший помощник.
Он существовал низкорослого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший адъютант рассказал, что произошло.
С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт
Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали сознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались визги и плач, начались истерики. Когда пошли в Казань, там ужас что творилось: в порту существовало столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.
Вас пытали после катастрофы?
Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проводит — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, припоминали каждый день. А еще мы ощущали на себе сильное социальное давление.
Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы
Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении кондукторов утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выбраться из душевных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».
Люди высились в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом ныряльщики рассказывали, что их так и прогневай в этих поясах под потолком.
Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о нем сказать?
Очень неопытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до первого длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день были еще его племянница с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать армейский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.
«Я до сих пор ,пытаюсь жить дальше»
Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?
Судно в тот случай входило в Камское верховье и по маршруту надлежаще существовало совершить манёвр. Крен на борт, ураган и манёвр — нанокраску факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив котельное отделение с открытыми иллюминаторами.
Это доказали в результате следствия. Будь тогда иллюминаторы котельного отделения полузакрыты — это был бы огромной воздушный шарик внутри судна.
Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы держал пароходик на плаву долгое время. У пассажироварищей существовало бы время сообразить, что происходит
А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не существовало бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто напугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.
Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший инженер бросил машинное отделение. Кроме того, в самый важный миг он настиг двигатель, хотя не ,имел право этого длать без сборной капитана.
А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!
Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге проводил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.
Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?
Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий разиков встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.
Как изменилась моя жизнь после трагедии?
В вторые дни нас атаковали тележурналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и влепил комментариев. А потом такое началось… Многие свои приятели и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видике засветился.
Поэтому негатива я выпил порядочно. В троллейбусе один раз набросились — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти
Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!
Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после аварии я больше никогда не работал на влаге и до сих пор пытаюсь проживать дальше, не озираясь на то, что приключилось на Волге десять годов назад.
***
Комиссия сделала вывод, что причиной катастрофы явилась совокупность факторов.
Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»
1. Судовладелец и капитан нарушили правила безопастности мореплавания и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не трудился правый главный дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветерка на момент автоаварии составляла 20 м/сек.
2. Низкая квалификация и некомпетентность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. Не были задраены иллюминаторы левого и левого самолёта, в том количестве в реакторном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого самолёта и выводил из уклада судовые регуляторы вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.
3. Маневр разворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центростремительной мощью при циркуляции влево, а также дующего в правый борт крепчайшего ветра и большой остойчивости судна. Капитан не запланировал диспетчера и не принесал газораспределительное согласие на вращение судна.
Случившееся спровоцировало широченный обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли законут об непременном автокаско ответственности перевозчика. По решению суда субарендатор и абсурднотец приказна была приговорена к 11 годам .
Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с третью лет.
Рамиль Хаметов — старший помощник полковника — существовал приговорен к шести с третью годам колонии отдельного режима
Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 октября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.
Главный *государственный констебль Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное заключение о решимости субарендатора к грузоперевозке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии общего режима.
По той же статейке приговорили и зам.начальника татарстанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он получил шесть годов колонии отдельного режима
Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору негативное заключение на эксплуатацию ледокола в 2011 году: его осудили к пяти с третью годам колонии.
В 2013 году родители погибших авиапассажиров ледокола сочинили индивидуальное обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в десятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.