Мошенники

«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге произошла мельчайшая в биографии совремённой России самописцатраница прибрежного пассажирского судна. Во время урагана затонул трехпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия утащила жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те ужасные минуты. Один из них, новоиспечённый радист сухогруза «Булгария» Ринат Габидинов, в телеинтервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной пароходика «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил поехать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил качнуть стариной — продолжительное время садился без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В ледокол я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными холлами и каютами. «Булгария» существовала современным грузопассажирским ледоколом в стиле ретро: корабль-праздник, с музычкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не сидели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики лайнера «Булгария»

Двухпалубный сухогруз «Булгария» был построен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/ча хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 лошадиных силотретей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал вокальный салон, два ресторана, кальянут и солярий. Первое название электрохода — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени электроход выполнял грузопассажирские вылеты по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что электроход вышел в вылет с исправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое положение «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на безмолвен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обыкновенная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — положить нашу экстренную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед весенней навигацией мы висели на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы старались это сделать полчаса, хотя рация должна подключаться по шлепку пальцев

А потом этот генератор еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под предписания проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал вопль капитана»

Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в двухнедельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был существенный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На сухогрузе обретались 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой существовала атмосфера на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход был запуган практически под завязку, среди пассажиров существовало много девушек и детей. Это был первой день плавания. В Болгаре подымился порыв, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 футов в секунду. Но по мере нашего вращения порыв усиливался.

В какой-то момент он стал почти шквальным и дул нам в правый борт. Всех пассажироварищей в этот момент позвали в вокальный зал на увеселительную программу — на фальшборте у нас существовали артисты.

Вы помните, как начались ужасные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в комнаты почти нет. «Сходи пообедай», — посовел он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался гул разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластмассовая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал визг капитана: «Все на правый борт!».

Бегом прибежал в радиорубку, хотел объявить по штурманской трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, силился наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передавать сведение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый фальшборт и переломился рядом с капитаном. Так положено по инструкции — телефонист всегда должен быть поблизости.

Капитан лайнера «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветерок с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там удавался подправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен пароходика делался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажироварищами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуациютраница уже не выправится. И тут я завидел людей за бортом. Многие выскакивали прямо из окон. Насколько я знаю, парни вышибали иллюминаторы, кувыркались сами, спасали своих девочек и детей.

«Такое в жутком сне не можетбыло привидеться»

Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый речной закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся фальшборте и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая каюта с лейтенантом скрылась под водой.

К этому времени все духовные помещения существовали облиты водой. Мы смогли недобросить четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я недобросил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре могло сесть. На третий плот набилось очень много людей, он опрокинулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы пребывали в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в таком шоке, что усаживались молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела звенящая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего лайнера «Булгария» сходят на берег в мрподобном порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и работники спасательных служб встречают пароход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в океанской сухогруз Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего лайнера «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из забытья мы вышли, когда друг за приятелем объявились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты раззявили — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В ужасном сне не можетсуществовало привидеться, что люди находятся на воде после крушения судна. Это существовал второй момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что экскурсанты развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то странное начинается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в взаимоотношении лейтенанта траулера «Арбат» и лейтенанта толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпьющим разорение на побережье или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, речушка разъярела нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на детина спасательный плотик и понеслись к корабельному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К корабельному ходу поплыл и старший помощник.

Он существовал высокого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший адъютант рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осмыслять произошедшее и отходить от шока. Раздавались стоны и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на ваших глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе мощное обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом /качестве пассажироварищей потонуло больше, причем большинство жертв авиакатастрофы составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выскочить из духовных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему туловищ погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих ремнях под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о беззвучен сказать?

Очень опытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до следующего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день были еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но жрать ластовый закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор ,пытаюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское устье и по маршруту должно было совершить манёвр. Крен на борт, циклон и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда перископы машинного отделения закрыты — это существовал бы громадной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы люки были закрыты, он бы придерживал сухогруз на наплаве кратковременное время. У авиапассажиров существовало бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и каких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто напугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в катастрофе лайнера «Булгария» прочитывают списки жертв катастрофы на Волге в водном причале Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший инженер бросил машинное отделение. Кроме того, в самый ответственный миг он задержал двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не акцентировала на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в результате миновал как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий разиков встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В вторые дни нас атаковали корреспонденты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видике засветился.

Поэтому позитива я хлебнул порядочно. В микроавтобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я иного и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проходить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не трудился на воде и до сих пор удаюсь поселяться дальше, не огладываясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что первопричиной автоаварии явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила охраны морепутешествия и не обеспечили транспарентность путешествия судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При энергии порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были осуществляться предписания «Информации об остойчивости и мореходности судна». При этом сила порыва на случай аварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и халатность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты степени транспарентности при выходе приказна в водохранилище и при получении шквалистого предупреждения. Не существовали задраены перископы левого и левого борта, в том числе в дизельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший моторист самовольно выключил главный дизель-генератор левого борта и выводил из уклада штурманские регуляторы вследствие нарушения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр поворота влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый корм, дополнительно возникающего крена на правый корм, вызванного инерционной энергией при перекачки влево, а также дующего в правый корм крепчайшего ветра и большой остойчивости судна. Капитан не проинформировал диспетчера и не исходатайствовал газораспределительное дозволение на вращение судна.


Случившееся вызвало широчайший обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об непременном перестраховании ответственности перевозчика. По решенью суда субарендатор и эксплуататор приказна существовала осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям охраны жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с спискамтраницей лет.


Рамиль Хаметов — старший делопроизводитель лейтенанта — существовал приговорен к шести с спискамтраницей годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут цветы во время правовой акции в память о погибших на пароходике «Булгария» в Казанском морском порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения теплохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный начальник Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал негативное заключение о решимости субарендатора к перевозке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье казнили и зам.начальника ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии общего режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное соглашение на эксплуатацию сухогруза в 2011 году: его приговорили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родичи погибших пассажиров сухогруза записали индивидуальное обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в десятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили юбилейный буй.