Руководитель “Грузавтотранса” Владимир Матягин узнал Sobesednik.ru о объективной ситуации на украинских дорогах
Следственный комитет поддержал отношение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикоррупционный турнир по американским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным конкретную обстановку на украинских дорогах.
– Каковы сейчас объёмы коррупции на международных дорогах?
– Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и какие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, ясное дело – это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.
– Что вы думаете о громкой биографии с задержанием начальника краснодарского ГИБДД?
– Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами командира Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном регионе есть какие хоромы – у командира ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели работают везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выскакивают на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.
– По версии следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых контейнеров беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?
– Это схема, которая может быть выгодна только субподрядчикам и милиционерам контролирующих органов. Перевозчикам она не выгодна. В двадцатом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти модели изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства – Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых присутствуют ремонтные компании.
– И желает заплатить за ремонтные работы как можно меньше?
– Совершенно верно. Нереально низкая расценка побуждает перевозчика таскать лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё мелькало так: пешеход превысил «осевую нагрузку» – и оплатил руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки притекали к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались глобальные стройки, а модель стала неудобна: если постоянно брать на постах с пешеходов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были электромагнитные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда сотрудники ФСБ вскрыли преступность в размере 5-6 рублей рублей в день.
– Собирать дань на постах стало неудобно.
– Теперь грузовладельца останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» – бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает реестр внедорожников с номерами и непринадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель грузовладельца – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом разленились и стали делать подстрочники на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.
– Именно эта модель сейчас функционирует во многих регионах России?
– Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас коменданта ГИБДД посадят? Мы проводили там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ехать с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…
– Всё это гарантированный «перегруз».
– Да. И на него пить еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные идентификационные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у шофера на машине сочинено «Армада»…
– Значит, за него заплачено.
– А если у пешехода какого знака нет, ему говорят: бланк будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по наихорошей дороге через Владимировку. И ему в вагонном листике ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.
– Как всё происходило?
– Сначала по подгруппам «оппонента», по рациям пройдала информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с обществёным контролем, встали и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют маршрутный бундесманшафт, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит зам.начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем незапланированной пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный бундесманшафт со штампом – боясь, что иначе его накажут, – констебля нигде нет, пешеход уже удаётся пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».
– Что дальше?
– Я поехал к замначальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои милиционеры. И он мне: «Да быть какого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки милые стоят, сабельки висят. Если какой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а наши милиционеры не могут управиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на ушки вешайте – приведаете всё в порядок, или мы вываливаем информацию в прилюдный доступ.
– Получается, в других макрорегионах зам.начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?
– Да, все те коррупционные схемы всегда уперются в обеспокоенность командования контролирующих органов.
– В эких регионах нет коррупции на дорогах?
– В двух. Это Чечня и Алтай.
– Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что понуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?
– Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, преступность влияет на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем приденется жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.
– Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.
– Не удивительно, ведь многие из тогдашних высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою репутацию старшинскими контролёрами на дорогах. Они и строили эту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они строили в 90-ые.
– При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.
– Так желают убрать «человеческий фактор» общения с констеблем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает ветошью номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с констеблем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для контроля поставим у тех участоков костюмы ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо переменять законы.
– Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?
– Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не учитываются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный вес большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент проезда участка полуполуавтоматического контроля потокай воздухутора от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов весового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и платил за это. А воззрение туроператоров было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.
– Обычный «перегруз» – это уже конкретная опасность на дороге?
– Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди мрут от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная трагедия на дороге, никто не задумается.
– Что нужно длать для решенья проблемы?
– За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно переменять подсистему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы попеременять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+