ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью
Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная должность можетесть исходатайствовать право досудебных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата районная фискальная проверка. Нельзя использовать меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.
“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о вышеуказанных исковых мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную финансовую должность (ФНС),— документ в предыдущие недели дискутируется с профильным сообществом и бизнесом.
Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС задерживать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена внеплановая финансовая проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или класть четвёртым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой свердели недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе внеплановой перепроверки ограничения могут существовать расширены на свердели вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).
Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с согласия фискального органа) три вида активов.
Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, бесценные бумаги и «присмотры интерьера служебных помещений» (очевидно, располагает в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), второй — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».
Из следующей оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или бесценных бумажек действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют кредиторы (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными степенями в состоянии задерживать этот довольно сверхдорогий для бюджета механизм: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и криминальная продажа активов редко ведется по рыночным ценам.
Очевидно, что бесспорный бессудный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать необходимости для секретномтраницы внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права собственника перед окружной перепроверкой можно лишь решением руководителя фискального органа (прокуратуры ФНС) с согласья руководителя или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, независимым предоставлением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.
«Арестованные» в каком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.
Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей окружной проверки) в интересах вторых лиц печатаются ФНС на своем сайте.
Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под таможенных предписаний для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации пить права по обращению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к общеевропейским практикам регулирования баланса отдельных и отдельных интересов».
Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда фискалы получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.