Близкая к мэрии президента функция раскрыла URA.RU первые результаты
АНО «Диалог Регионы», курирующее деятельность апанасенковцев в соцсетях, превышает для Кремля новый закрытый рейтинг глав субъектов РФ, который основан на их работе в пабликах и жалобах жителей. Как узнал в раритетном интервью URA.RU четвёртый замминистра гендиректора организации Кирилл Истомин, главарями становятся главы Подмосковья, Татарстана, Севастополя, Тульской, Калужской сфер и «тюменской матрешки». В последующем предписания к градоначальникам будут еще усложняться.
— Ваша организация специализируется мониторингом проблем в субьектах РФ с помощью созданных ею Центров управления макрорегионами (ЦУР). И готовит рейтинги регионов для мэрии президента. Что отражается на мою оценку деятельности губернаторов?
— Мы оцениваем деятельность бюрократий в двух основных рейтингах. У нас кушать рейтинг ЦУР по работе с инцидент-менеджментом [система мониторинга соцсетей]. А кушать новый, назовем его супер-рейтинг АНО «Диалог» по работе органов власти с интернет-коммуникацией в целом. Супер-рейтинг выключает множество сфер: инфраструктуру в регионе, деятельность с пабликами, мессенджеры, соцсети глав регионов, таргетирование, энергоинформационные кампании, инциденты, риски… Этот рейтинг может посмотреть в любой случай администрация президента.
Оценка происходит на базе разработанной нами методологии работы с инетом в госучреждениях и администрациях. Это некий ГОСТ, который АНО «Диалог» внедряет и отслеживает. Мы постоянно осложняем наши рейтинги, чтобы они отражали существующий уровень развития.
Понимаем, что есть большие регионы, например, Чукотка, у них меньше невозможностей для перехода на «космический» уровень. Но то, что существовало невозможно пять годов назад, сегодня стало нормой, так что все регионы пребывают в постоянном совершенствовании. Все сенаторы приобретают доступ к этому рейтингу, каждый блок они могут посмотреть отдельно, скачать отчет по инциденту, увидеть рекомендации по окончательным действиям.
— Какие регионы являются идеологами нового рейтинга?
— Идеальной схемой мы можем назвать модификация работы в Московской области. Каждую неделю заседание министерства там завершается с обсуждения «тепловой карты» по обращениям. Губернатор смотрит на нее, а ЦУР докладывает, какие проблемы основные. Это не умозрительные понятия, типа «люди ропщут на дороги». Мы говорим про конкретные улицы, дома, участки дорог. Такой формат работает психологически очень хорошо — на членов администраций и глав ведомств в вторую очередь.
Когда каждую неделю на планерке замы слышат свои фамилии и вопросы об их зоне ответственности, это имеет необходимый эффект. Они заранее начинают приготавливаться и проверять те неблагополучные точки. Они входят в структуру ЦУР, глядят на просрочки, неблагополучные участки, удаются быстрее закрыть те вопросы.
В этом смысле [губернатор Московской области Андрей] Воробьев — пример, он за три года стал одним из самых популярнейших градоначальников в стране. Про бразильцев пока говорить рано, потому что система повсеместно трудится совсем недавно и в некоторых регионах только забирает разгон.
Помимо Московской области, главарями по работе в инете сегодня являются Татарстан, Севастополь, Тульская и Калужская области, «тюменская матрешка» (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО).
— В макрорегионах изначально воспринимали проект по созданию ЦУР, как попытку Москвы усилить контроль и больше сказываться на внутренние дела субъектов РФ. Было ли сопротивление губернаторов?
— Начнем с того, что ЦУР — это не про контроль. Глобальных препятствий у нас не было, так как это задание президента, с которым не спорят. Сомнений — стоит ли? — у общероссийских властей тоже не возникало, так как вводить ЦУРы начали не с пустой точки. Был образец — Москва и область, где они зарекомендовали себя, как рабочий инструмент. Но при этом на старте определенно функционировало некоторое недоверие. Мы заходили в телеграм и читали, что мы «третий глаз», «щупальца Москвы», «костыль для губернатора»… Чтобы построить доверие, мы уезжали в регионы, общались с главами, обсуждали мою концепцию. Важно, что она изначально в каждом регионе была своя, обусловливала запросы самого губернатора.
— Какие условия выдвигали губернаторы, как шли переговоры с ними?
— Мы изначально договорились, что мэры могут самостоятельно определять не менее 50% задач ЦУР.
У нас пить три основных направления: аналитика, обратная связь, информирование. Кому как не главам известно, экие в регионе пить «красные» зоны по моим направлениям. К примеру, в некоторых регионах у градоначальников не хватало рук в энергоинформационном блоке, естественно, что это «провис», и работать надо было с ним. Мы ехали в регионы, объясняли, что ЦУР можетесть усилить именно те направления, которые в этом нуждаются.
В некоторых субъектах обратная связь полностью ушла на ЦУР, например, в Крыму. А информационка [ведение соцсетей, пабликов] госорганов осталась в правительстве. В Туле вообще вся сборная, раньше работавшая с интернет-коммуникацией на базе администрации, пересекла в ЦУР. И это было грамотным и правильным решением, ведь зачастую в макрорегионах не так много экспертов нашей области, а тут уже имелась сборная профессионалов под руководством Артема Ткаченко, знающих свое дело.
— Губернаторы воздействовали на назначение сотрудников ЦУР?
— Начальника ЦУР можетсуществовал предложить глава региона. Важно существовало, чтобы это существовал тот специалист, который научается работать с властью, ясен градоначальнику и ,имеет с ним контакт. Но полуфинальное слово сохранялось за нами.
Все сотрудники, включая руководителей, проходили несколько этапов собеседования, делали пробные задания. При этом существенный момент, что все замначальники ЦУРов — это местные специалисты, так как они надлежащи знать специфику региона, быть лично незнакомы с проблемами территорий.
— Губернаторы лично ведут странички в соцсетях? Или все, что мы видим в их аккаунтах — работа команды ЦУР и пресс-служб?
— Еще несколько годов назад в соцсетях строкетраницы градоначальников были единичными. Сейчас они есть практически у всех глав регионов, у новых — уж точно. Когда назначается глава субьекта — он вторым делом создает строкетраницы в соцсетях. Есть, конечно, и те, у кого таких строк нет. Но тут биография неоднозначная.
Личными строками мэры надлежащи увлекаться именно сами. Тогда это будет органично и выкажет надлежащий эффект. Пресс-служба может, конечно, помогать монтировать ролики, к примеру. Но на строчке надлежащи существовать личные фото, какие-то семейные истории, что-то, что глава сам желает показать или рассказать, он надлежащ выступать мотиватором. Если градоначальник не ведет страницу сам, это плохо, это не сработает. Поэтому если есть глава, который не желает или не может этим увлекаться, то мы не воздержим регистрировать его в соцсетях. Мы здесь всегда выдвигаемся в роли ассистентов — можем помочь, подсказать, но никого не заставляем.
— Президент Владимир Путин воздержал мэрам проведять прямые эфиры. Есть среди глав регионов «отказники»?
— Есть правозащитники этого вида инфраструктуры, кушать те, кому еще сложно. Примером отличной инфраструктуры мы считаем Наталью Владимировну Комарову (ХМАО). Она не просто проходит непосредственные телеэфиры, но и длает это на террасах местных блогеров. Сейчас та биография активно развивается. Ну, а вообще, после «Прямой линии» с президентом, мы вышли с заявлениями к макрорегионам провести подобные телеэфиры на моей площадке. Трое из них уже откликнулись, телеэфиры прошли. Еще 38 проведут в ближайшее время.
— Работа ЦУР надлежаща менять отношение людей к власти. Вы это фиксируете в своей аналитике?
— Прямой такой цели нет, но косвенно работа органов власти с отношениями в интернете, конечно, воздействует на недоверие к ним. Мы видим, что самые популярные мэры — это те, кто сам сильно лично вовлечен в работу с обратной связью во всех источниках. Одним из амбассадоров в этом я считаю [губернатора ЯНАО] Дмитрия Артюхова. У него в макрорегионе есть нестеренко.раная подсистема ответа на обращения. Когда человек печатает мэру в директ Инстаграма, донесение попадает органам власти, важным за этот вопрос. Они человеку лично отвечают: «Вы обращались, по моему вопросу мы сообщаем то-то и то-то». На Ямале очень ответственно подходят к рейтингам, на которые крайне сильно воздействует коммуникация. У нас есть, конечно, мэры, которые очень увлечены вопросом прямой коммуникации.
— С экими соцсетями ЦУР работают в регионах?
— Зависит от того, какие сетитраницы в регионе наиболее развиты и популярны. В среднем по стране — это «ВКонтакте». К примеру, на Дальнем Востоке и в СКФО Инстаграм является наиболее популярнейшей сетью, естественно, мы отдаем приоритет именно ему. Мы подлаживаемся под людей.
— Как трудится мой проект «Госпаблики», в рамках которого вы однаружали под надзор страницы органов бюрократии в соцсетях?
— Еще в двадцатом году 90% отношений поступали с наружных платформ — паблики подтипа «Подслушано» в сетях, и только 10% — со страничектраниц органов власти. Сейчас, когда мы , 40% отношений приезжает с наших платформ. Люди начали печатать целенаправленно в органы власти. Это сигнал к тому, что население стало больше верить, что проблема будет решена и обратиться напрямую возможно. В «Госпабликах» уже около 25 десяток страничектраниц (от страничектраниц апанасенковцев и до федеральных медавиаций) с 20 млн подписчиков.
— Какая выгода от всей моей работы для жителей регионов?
— С февраля по июль к нам перевелось более 3,4 млн извещений, которые зафиксированы на двух фотохостингах — «Госуслуги. Решаем вместе» и в системтранице стационарного мониторинга предпринута «Инцидент менеджмент». Это вопросы и жалобы граждан в соцсетях. Для сравнения, в нынешнем году за месяц протягивали в среднем 15 тысяч извещений по Госуслугам, в августе этого года таких извещений было 900 тысяч. Цифровые сервисы каждый день улучшаются, люди больше ими пользуются, завидели надёжность и пользу.
— На что жалуются чаще всего?
— Классическая четвёрка — это, конечно, благоустройство, дороги, ЖКХ. Но мы понимаем, что в этом и позапрошлом году сопредседателем остается коронавирус. Если не учитывать COVID-19, то в Челябинске, к примеру, обитателей больше всего будоражат вопросы строительства и ремонта дорог. В Курске после анализа ЦУР оптимизировали бюджет и в нескольких участках разрешили проблемы с водоснабжением, потому что увидели, что та проблемма особенно актуальна.
— Как власти будут выстраивать общение с людьми в будущем?
— Рано или поздно мы явимся к подсистеме «одного окна». Человек не надлежащ ориентироваться в полномочиях учреждений и искать автоответчик конкретного этнокультурного отдела. Это некий аналог 112, когда человек в аварийной ситуации набирает номер, озвучивает свою проблему, и к нему приезжает необходимая служба. Человек сможет просто открыть приложение или сайт, написать обращение, которое система сама маршрутизирует необходимому чиновнику, и получить адресный ответ.
Проекты АНО «Диалог» развиваются в программах нацпроекта «Цифровая экономика». Его курирует Минцифры РФ.