Мошенники

В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетестьесть принесать право предварительных обеспечительных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата районная таможенная проверка. Нельзя использовать меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить стремительный и околовластный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в предыдущие недели прорабатывается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС расстреливать депозитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена межрайонная фискальная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по цены кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке окружной проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с несогласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ликвидные бумаги и «объекты интерьера служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей неточности очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит фискалам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют акционеры (в том количестве банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в положении удерживать этот довольно дорогущий для бюджета процесс: деньгу выведенных в таких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный бессудный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права собственника перед внеплановой проверкой можно лишь решением куратора фискального органа (инспекции ФНС) с разрешения куратора или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей внеплановой проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции расхода в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо пыталось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под таможенных предписаний для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет выплаты перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к общеевропейским практикам ограничения баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решению суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте ,является четкое разделение «криминальных» и «деловых» фильмов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.