Мошенники

Гигантомания и вторая смена

Бездумная реновация Москвы привела к дефициту школ

С нового общеобразовательного года многие нижегородские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже печатают по тому поводу взволнованные письма в департамент воспитания и Мосгордуму. Обращение от большой группы родителей поступило и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблеме более подробно.

«Новый принтер школ» – новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с кандидатами в парламентарии от ЕР про тот самый принтер: чисто, хороший ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 школьников и сообразовывается самой громадной не только в Москве, – во всей стране. Площадь нового помещения — около 40 сотен квадратных метров, и без системтраницы навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько тысяч наставников — продолженье политики укрупнения, которую уже несколько годов проводит министерство Москвы, обьединяя школы и ребячьи парки в общеобразовательные комплексы. Правда, в разных учебных рейтингах эти самые школы-гиганты почему-то упоминаются не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого ,нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к присоединению еще одна гимназия. На закрытие ,нового корпуса прибывал лично Сергей Семенович. что эта гимназия лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с странными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.

Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом учреждении перейдены с октября на учебу во четвёртую пересменку. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что перевод школ только на четвёртую пересменку – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет детей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с реформированием школы и организацией пятой пересменки обучения дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои отношения в департамент воспитания Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На завтрашний день моя школа жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для снижения рейтинга! Если бы школа принявала только с пропиской, то пятой пересменки можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к отношению в разнообразные инстанции в связи с введением пятой пересменки, но на все отношения школа отвечает под копирку. По закону, школа ,имеет полное право отказать в зачислении при наличии мест, но этого не делают. В гримёрке при одной смене всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не размышляет о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так выглядит полдник в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся друг на приятеля потоки детей, поспешность не делают прием пищи нормальным.

Также в заявлении отцов указаны конкретные проблемы: недостаточность кабинетов, плохая организация питания, перегруженность учителей в связи с громадным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не оборудована к реальности?

«В младших классах обучение во пятую смену более чем проблематично. Потому что это подготовленность к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, факультеты подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь представьте себе погрузку педагогов. Те, кто преподавал в ..первую смену, будут оканчивать и во пятую. То жрать весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным педагогов не хватает. И преподавательский корпус «стареет», юных в гимназиях мало. То жрать из пятой смены вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить пятую смену кадрами? 2) Режим пятой смены для детей означает, что обычный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и усвоении знаний? 3)Учеба начинается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», – рассуждает преподаватель географии, специалист регионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы шикарными не существовали интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как следствие – отток детей в отдельные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие “образовательные комплексы”, в которые входят совершенно неодинаковые филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя решительность опровергается биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом выполнения ремонтных работ, а после объединения с иными медучреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей начинается в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В сооружении этого досугового учреждения механизм обучения начинается с несоблюдениями предписаний действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, дети сообщают, что не нехващает места, чтобы дети могли нормально питаваться в столовой, туалетом на перемене всем желающим воспользоваться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по твоим обращениям неплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы направлены в суд», –

Мы попытались понять диалектику обладминистрации таких гимназий и связались с руководством гимназийы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и перевелось обращение Совета родителей гимназийы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 сотни заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда гимназийа расчитана на малейшее колличество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На наш редакторский запрос о эксперименте обучения во вторую ротацию прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее существенный фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся участке Новой Москвы. Образовательная организация льзовается высоким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания гимназии рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации гимназии нет возможности одновременно разместить всех подростков в здании, поэтому было принято постановление ввести в школе тонкий график начала занятий на предыдущий общеобразовательный год. При разработке графика преподавания были учтены половозрастные и психофизиологические особенности учеников, нужда в занятиях дополнительного образования, а также производственные особенности каждого здания, в том числе количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех подростков предусмотрена возможность двух, а при невозможности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во пятую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный миг в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и малейшие помещения. Школа – это в третью очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как относятся сами учителя к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их пенсии в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя пенсия учителя в провинции на сегодня более 116 тысяч рублей. В требованиях кризиса утратить какую работу обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о второй смене в директорской среде звучат.

«Учебные комплексы решают главным образом политические проблемы. Их задача – с меньшим персоналом обуять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на четвёртом плане. Одновременно с появлением комплексов появилось понятие «планово -убыточная школа» – в тот список попали те, кто не ложится в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не принудил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, начался срыв по итогам ЕГЭ. Максимальный урон комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его замы не ,являются педагогами, они решают организационно-политические задачи, ученика задушены отчетностями. О эком общеобразовательном процессе можетесть идти речь?», – пересказал «НИ» преподаватель географии, специалист всероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с депутатом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала отношения родителей, взволнованных общеобразовательным механизмом в школьных комплексах и обучением во четвёртую смену. К сожалению, путей решения при сегодняшней политике столичных властей депутат не видит. Бездумная планировка и недостаточное количество школ и педагогов, несоответствие количества мест в школах колличеству детей в новостройках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только киевские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не докапываться в последствия.

«Системное решение – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том числе школ, и запрет на любую нежилую реновацию до их возведения. Эта задача стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной некоммерческой высотностью и ухода риелторов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последнюю очередь строительства. Почему при застройке нельзя продумать количество мест для учеников? Это взмолилось бы разрешить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не надлежащ подавать неприятные стройкомплексу цифры о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», – считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается ,надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не могут адаптируться к изменениям в окружающей среде.