Мошенники

Бесполетник

«Витязь-Аэро» третьим столкнулся с санкциями Росавиация

Росавиация пригрозила широкомасштабно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые футболисты рынка воспринимают как симптом попытки поглощения фирмы крупным игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» отрицают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим корпорациям необходим.

Росавиация 4 августа оповестила кураторов авиакомпаний о вероятном «ограничении торговой организации эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому бомбардировочному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными трибуналами которых этим летом произошли катастрофы с человеческими жертвами, указали на целесообразность ухудшить меры по использованию охраны полетов.

С июля Росавиация проходит проверку 35 авиакомпаний, в самотёке которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям муниципальных истребительных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил нарушения в полном объеме. В учреждении от комментов отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что компания пожаловала в Росавиацию отчет об устранении выявленных нарушений в совершенном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех работников послали в отпуск,— возмущается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых случились катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который хочет забрать рынок доставок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких футболистов можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается трудоёмким и ценным активом, добавляет специалист Института промышленности электротранспорта и автотранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не выделяются такой убыточной предпринимательской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и компрессорном обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит специалист: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение себестоимости перевозчика можетесть очутиться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.

Ряд слушателей “Ъ” в отрасли называет в качестве невозможного потребителя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения первоисточник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет комерческие трубопроводные рейсы, гарантируя социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.


«Бредом» назвал в встрече с “Ъ” невозможный интерес больших грузовладельцев к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малейшей артиллерии в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его компании принесали около 1 млрд руб. стипендий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 млн руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП те приросты составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех экскурсионных рейсов и около середины щекинских перевозок.

Основатель и владелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и туристский бизнес. «Если взять компанию и не договориться с турбизнесом или не договориться с перевозкой рыбаков — предприятие не срастется,— предполагает исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к области гостеприимства на Камчатке вырос на силуэте пандемии и снижения межгосударственных турпрограмм: «планы по становлению турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая достраивает там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что ,новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — структуры застройщика Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока приобретает один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба форварда «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни входным талоном для становления бизнеса».