Мошенники

Мусорный капитал

Губернаторы пытаются длать деньги на реформе утилизации отходов и заведут её в тупик

В следующее время строительство водоочистных комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь гидрометаллургический комбинат можетесть не только взмолиться разрешить проблему транспортировки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут фраза о предоставлении многомиллионных общественных субсидий.

Самым крупнейшим футболистом здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также видную роль в формировании будущего спроса транспортировки мусора разыгрывают чиновники. Кто-то удаётся пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно расказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень важнейший факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, жечь получится далеко не весь мусор. При этом расходы на возведение МСЗ понадобятся колоссальные. Только третьи пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше млрд рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на самовозгорание 18 долл тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать сожжён с точки зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: проектирование новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году предполагается снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт возведение новых полигонов для хранения отходов. Так что же переменяет помойная реформа?

Похоже, что единственным новшеством станет состав получателей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль полукриминальные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, небольших, или главами поселковых районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В эффекте руководству больших городов можно было не морочиться этой темой (они выделяли земли под более стильные предметы – оптовые центры и многоэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная тема не спускалась продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опаснейшими катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и общероссийского масштаба углядел на помойном рынке большой поток денег, который испаряется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью вероятных помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема свалок теперь на личном контроле у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения межрегиональных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в публичное поле благодаря уголовному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и просит конкретного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что какие же схемы работают в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала поселковая свалка, которую обслуживало региональное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не техногенной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились краевые власти, и муниципалам существовало экстренно захлопнуто перевозить мусор за 36 метров от гектородара на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – ящики во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус общероссийского оператора по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о возмездном применении помойки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последний в качестве компенсации выпадающих капиталов исходатайствовал из районного бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из сфере существовало стащено распоряжение проложить к космодрому тротуар за внутригородский счёт.

Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся благорасположением районных госслужащих. Но самое главное – от тех пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные компании освоили бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в трибунале существовал окончательно установлен факт сговора районных госслужащих с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового космодрома. Однако мэрия нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства нового космодрома с погрузкой и переработкой отходов мэрия мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые извещения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороваться с нарушителями эксперимента штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают контракты на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безалаберных подрядчиков, которые сгружают мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по извещениям местных СМИ, образовались скалы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские власти не намереваются ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер протрут за счёт региональных средств. Но вскакивает иной вопрос: куда же всё-таки будут увозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной реформы, каждый предикат РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал пролонгацию в разработки помойной реформы и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать платёжный поток в чужие руки.