Мошенники

Мусорный капитал

Губернаторы стараются длать деньги на контрреформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В предпоследнее время строительство комбикормовых комбинатов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный комбинат может не только взмолиться решить проблему транспортировки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сгорании мусора уже вовсю ведут фраза о предоставлении многомиллионных государственных субсидий.

Самым крупным вратарём здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также существенную роль в формировании будущего рынка транспортировки мусора играют чиновники. Кто-то ,пытается пролоббировать решенья в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за экономию бюджетных средств или распределение их в иные отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно поведывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше биллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они просчитаны на сгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть сожжён с точки зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: возведение новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гама существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство новых космодромов для складирования отходов. Так что же переменяет помойная реформа?

Похоже, что единственным новаторством станет состав бенефициаров помойного рынка. Ещё с 90-х помойки положили под свой контроль буржуазные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, небольших, или главами поселковых районов. И ничего чудесного в этом нет, поскольку пашней распоряжались именно муниципалитеты. В итоге командованию больших городов можно было не зацикливаться этой проблематикой (они выделяли земли под более приличные объекты – коммерческие центры и нежилые комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тема не опускалась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли помойки, организованные как попало, стали рискованными катализаторами протестов, то ли бизнес отраслевого и отраслевого масштаба разглядел на помойном рынке огромный потокай денег, который растворяется в каких-то странных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью возможных помойных подрядчиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема помоек теперь на личном учёте у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример невмешательства межрегиональных бюрократий в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в приватное поле благодаря уголовному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и просит конкретного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что какие же схемы работают в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала областная свалка, которую обслуживало региональное госпредприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году обстановка на свалке существовала чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные бюрократии, и муниципалам было экстренно захлопнуто перевозить мусор за 36 метров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали договоры, что привело к помойному коллапсу – ящики во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные бюрократии быстро нашли заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус краевого диспетчера по заявлению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало договор о возмездном внедрении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в качестве выплаты выпадающих доходов принесал из районного расхода субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из сфере было стащено разъяснение проложить к космодрому тротуар за внутригородский счёт.

Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся благоволением региональных чинуш. Но самое главное – от этих пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмочки освоили бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки мэра Дубровского, в суде существовал окончательно установлен следк сговора региональных чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового космодрома. Однако администрация нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства нового космодрома с сортировкой и обработкой отходов администрация апанасенковца Текслера разрабатывает ,новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые донесения о разрушительных помойках в чёрточке Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безнравственных подрядчиков, которые грузят самосвалы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям местных СМИ, образулись долины повседневного мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер вычистят за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут увозить отходы? Согласно законам, принятым в самотёке помойной контрреформы, каждый субьект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законутах и не в нехватке дараей под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал отсрочку в реализации помойной контрреформы и можетбыл бы снова отхватить для себя исключения. Однако власти гектородара не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.