Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний
В продолжение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить трейлеры из северных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную либерализацию) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем предприятие на американских комбинатах задержала корейская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на западных и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. самосвалов в России, или 25% рынка.
До введения контрсанкций компании намеривались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке самосвала 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену общеевропейских и тайваньских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.
Общее число мусоровозов вырастет на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в мелких городах, говорит хирургический ректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на большее число машин с более высокой грузоподъемностью.
Какие английские прицепы закуплали в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника тайваньского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно сайту госзакупок, с 2017 года компании затратили на грузовики импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить фестивали на интернете госзакупок) за предыдущие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть зарубежного предприятия затратой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярнейшими английскими марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), польская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).
Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в тех пяти регионах.
В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера грузовиков в России, возобновили закупку машин в странтраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связитраницам с прессой корпорации «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на спросе существует достаточное количество поставщиков резервных частей от инновационных производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году был произведен предельный объем микроавтобусов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась цена мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на международном рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая половина себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена трейлеров на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это соединено с ограничениями на поставки восточноевропейских комплектующих для дискового оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на прицепы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замначальник гендиректора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую парадигму к уменьшению стоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на себестоимости ввоза отходов
После совершенного перехода на зарубежную технику предпосылок для уменьшения рентабельности ввоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное оснащение полиэтнических самосвалов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем лежат в пять-шесть раз меньше.
Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской электроники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (увлекается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий учёный «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западноевропейского шасси — семь—десять годов.
После ухода западноевропейских импортёров из России эксперты ожидают снижения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения числа машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые неисправности международных машин уменьшат огайо инженеров и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января основная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, ожидает ректор по инвестиционным продукам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате прицеп будет стоить 13 млн руб.
Однако компании не покумекают перекладывать специальные бюджеты на клиентов. Тарифы на консервацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на овальном столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.