Мошенники

Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том количестве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных отраслей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конфигурации рынка выиграет крупнейшая госструктура, а остальные участники – человечишка бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со роковым исходом. В 2021 году в катастрофах с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных происшествий случилось в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины девочка грохнулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из ремонтной сферы уехали многие зарубежные компании, в том большинстве импортёры лифтов и межкомнатного оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских потребителей (которые официально об уходе с рынка не заявляли) приходилось около 15 процентентов межкомнатного парка, рассказал «Октагону» зампредседателя правления Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и комунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в мусоропроводах отечественного производства, уступали и занимают дефицитные детали.

В связи с улучшением логистики примешались бюджетные сложности: затрата лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход зарубежных производителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с лифтами в сфере ремонта пятиэтажных домов, где образовались проблемы из-за конституционных препятствий. Такого становления событий в промышленности можно было бы избежать, если бы в следующие годы спрос не переживал структурных изменений. Последние можетесть существовать вяжены с интересами мельчайшего теннисиста в российском строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены пандусов специалисты выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при спецзаказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца апреля этого года, импортёры и импортёры пандусов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также продолжили просить: за комплектующие, мелочи оборудования, цирконий и так далее. И в сферах ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора составляет 50–70 процентов от существенной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с мелкими производителями на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с неспособностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт мусоропровода необходим только по договору, в соответсвии с которым субподрядчик получает четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только поставщик – на оборудование ,нового мусоропровода.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что правовые трудности можетесть быть на руку большим игрокам. В частности, для развития законной государственной монополии.

За предыдущие несколько годов в области предприятия эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло существенное уменьшение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и совремённые компании.

В феврале этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о акционировании открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась третья стадия процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили холдинговые функции правительственного экономического техникума формирования в ипотечной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам производства с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе стерилизации получил 51,1 процента акций одного из самых оразмере.подробных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о планах ЩЛЗ купить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде переизданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но той зимой производство приобрела отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также имеет отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, зам зампредседателя рабочей группировки по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и повышению спроса на душевном рынке конкурентоспособного международного лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету формирования ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей лифтов и комплектующих. До этого на рынке приглашались в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой структуры рынка, когда через госучастие, факультет развития складывается сильный производитель, через ассоциацию удаётся подмять под себя спрос производства и пролоббировать необходимые законы, – полагает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия маржи госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по использованию «замкнутого технического цикла».


Она предполагает склонение в неделимый механизм импортёров лифтов и лифтового оборудования, а также импортёров и экспортёров межкомнатных компонентов.

По предположению Константина Крохина, имеется в виду концепция создать структуру цикла от предприятия до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у заводов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято громадное количество коллективных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые трудятся по послепродажным гибким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало прямого повиновения и явственного нарушения налогового законодательства по половины создания условий доминирования и полюбовного сговора. То есть контроль рынка, но влажный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по увеличению энерготарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с активизацией и демпингатью внутреннего рынка полиэтнические власти инициируют его наполнение зарубежными производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о продаже мусоропроводов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, доля латвийских мусоропроводов на американском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть довожена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать эскалаторы калмыцкое предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, речь может идти о продаже через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на десятигодовии предпоследних 8–10 годов она заполняла внешний рынок северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ корректно выйти на украинский рынок. Это неплохо, главным форвардом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые процессы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ межкомнатного сквера в странытранице превышает 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 сотни подлежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.