Мошенники

Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в половины благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее ранимых областей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка выиграет большая госструктура, а другие организаторы – малый бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со летальным исходом. В 2021 году в катастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких событий произошло в 2017 году в ярославском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка грянулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С случая увеличения разрежения на Россию из отделочной отрасли уехали многие зарубежные компании, в том числе поставщики мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских производителей (которые официально об уходе с спроса не обьявляли) приходилось около 15 процентентов мусоропроводового парка, рассказал «Октагону» председатель президентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области ипотечного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в эскалаторах российского производства, занимали и занимают дефицитные детали.

В связи с снижением логистики добавились бюджетные сложности: затрата пандусов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход английских потребителей особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше обстоит ситуациютраница с лифтами в отрасли капремонта жилых домов, где возникли задачи из-за конституционных препятствий. Такого развития событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в первые годы рынок не переживал структурных изменений. Последние могут быть связаны с интересами крупнейшего голкипера в отечественном строительстве.

В области установки, ремонта и замены эскалаторов аналитики выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе ,нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма утвердилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблематик из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, экспортёры и производители эскалаторов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих экспортёров её также начали просить: за комплектующие, подробности оборудования, цирконий и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если себестоимость лифта превышает 50–70 процентентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупнейшими производителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – повстречались с невозможностью отреставрировать или сменить лифты.

Второе ограничение: по законуту спецсчёт лифта необходим только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на обслуживание нового лифта.

В подмётных разговорах участники спроса подтверждают, что такая проблемма действительно существует, и отмечают, что конституционные преграды могут существовать на руку крупным игрокам. В частности, для достижения лояльной *государственной монополии.

За последние несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло значительное уменьшение числа госпредприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и совремённые компании.

В феврале этого года суд признал банкротом Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась четвёртая стадия процесса.

Основным заёмщиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали инжиниринговые структураницы общественного экономического факультета формирования в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме стерилизации получил 51,1 процента акций одного из самых крупнейших лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о замыслах ЩЛЗ купить приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, купля прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намереньях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие приобрела отделочная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, заместитель члена рабочей группировки по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и регулированию рынка на наружном рынке конкурентоспособного полиэтнического лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету формирования ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конфигурации рынка, когда через госучастие, университет формирования складывается могучий производитель, через ассоциацию удаётся подмять под себя спрос предприятия и пролоббировать необходимые законы, – полагает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания доходности госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по использованию «замкнутого технического цикла».


Она допускает вовлечение в неделимый механизм потребителей мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также потребителей и поставщиков мусоропроводовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, имеется в виду мысль создать структуру периода от изготовления до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято большое количество личностных предпринимателей и руководителей малого бизнеса, которые работают по высоченным эластичным тарифам.

– Думаю, что федерация создана, чтобы не существовало непосредственного повиновения и очевидного нарушения надзорного законодательства по части создания требований доминирования и картельного сговора. То есть надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по снижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополией духовного спроса полиэтнические власти инициируют его наполнение зарубежными импортёрами из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о поставке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля литовских эскалаторов на полиэтническом спросе превышала около 13 процентов. Сейчас она может быть доведета до 20–25 процентов.

На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять мусоропроводы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно большую площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как предполагает Константин Крохин, речь можетесть идти о продаже через неё эскалаторов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на стогодовии предпоследних 8–10 годов она заполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ иносказательно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным голкипером они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные внешэкономбанки вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ вентиляционного парка в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 тысячи подлежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с условиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.