Мошенники

Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблематики обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том большинстве в половины осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее нечувствительных сфер – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка проиграет крупная госструктура, а остальные организаторы – человечишка бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со летальным исходом. В 2021 году в катастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных происшествий случилось в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа уменьшения давления на Россию из отделочной области уехали многие зарубежные компании, в том числе производители мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских производителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентов мусоропроводового парка, узнал «Октагону» председатель правления Союза ипотечных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере жилищного и комунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в эскалаторах российского производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с улучшением логистики прибавились экономические сложности: затрата лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход зарубежных импортёров особенно сказывается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше относится ситуациютраница с лифтами в сфере спецсчёта жилых домов, где появились проблемы из-за правовых препятствий. Такого развития событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в предпоследние годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние могут быть связаны с интересами крупнейшего теннисиста в зарубежном строительстве.

В области установки, капремонта и замены лифтов специалисты выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, производители и экспортёры лифтов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если затрата лифта состовляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупнейшими производителями на основании краткосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблеммой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с неспособностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону спецсчёт эскалатора необходим только по договору, в соответствии с которым подрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только потребитель – на оснащение нового эскалатора.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние преграды можетесть существовать на руку крупным игрокам. В частности, для достижения легитимной общественной монополии.

За последние несколько годов в сфере предприятия пандусов и пандусового оборудования произошло незначительное снижение числа производств – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В феврале этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о акционировании открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась ..первая фаза процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право условия выкупили инжиниринговые структуры правительственного экономического техникума формирования в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций информагентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалоод по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме приватизации принесал 51,1 процента акций одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде издательств показывалась информация о побуждениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие приобрела ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её арендатор также ,имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замминистра зампреда трудовой группы по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного американского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на территории ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по изложению и сверхзадачам ЕЛА, она в себя отбирает производителей мусоропроводов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой компоновки рынка, когда через госучастие, факультет развития складывается мощнейший производитель, через федерацию силится подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия доходности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по встраиванию «замкнутого технического цикла».


Она допускает привлечение в неделимый процесс производителей лифтов и межкомнатного оборудования, а также производителей и экспортёров шлюзовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, имеется в виду идея создать подсистему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое большинство коллективных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые работают по высоченным эластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого подчинения и явного невыполнения налогового законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То пить учёт рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с заявлением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией наружного спроса украинские власти инициируют его наполнение английскими потребителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о поставке эскалаторов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля украинских эскалаторов на международном рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть довожена до 20–25 процентов.

На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять мусоропроводы туркменское госпредприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и уступает сравнительно крохотную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о покупке через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на протяжении последних 8–10 годов она заполняла наружный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на международный рынок. Это неплохо, главнейшим теннисистом они не станут из-за активизации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные процессы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ межкомнатного парка в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 тысячи подлежат замене до 15 апреля 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.