Мошенники

Исторический» проект: как Путин открыл Крымский мост

Мост принял

Президент Владимир Путин во вторник, 15 мая, принял участие в церемонии открытия Крымского моста, соединившего полуостров с материковой частью России. Он проехал по мосту за рулем КамАЗа во главе ​колонны грузовых автомобилей, которые использовались при строительстве моста. ​После поездки в ответ на вопрос корреспондента РБК, какие у него впечатления, он сказал «Супер!».

Позже президент выступил перед рабочими на митинге-концерте и назвал этот день историческим. ​«Историческим — потому что в разные исторические эпохи, еще при царе-батюшке, люди мечтали о том, чтобы построить этот мост, потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 50-е и вот, наконец, благодаря вашему труду, вашему таланту этот проект, это чудо свершилось», — сказал он. Впервые идея строительства моста возникла еще в XIX веке, когда англичане для связи Великобритании с Индией в 1870 году проложили телеграфный кабель между Таманью и Керчью. Затем к ней вернулся Николай II, но его планам помешала Первая мировая война.

19 марта 2014 года, на следующий день после присоединения Крыма к России, Путин заявил о необходимости построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив. В августе того же года сообщалось, что строительство этого моста может быть поручено «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко. Но сам бизнесмен это опроверг, пояснив, что отказался от строительства моста из-за высоких рисков проекта. 30 января 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому генподрядчиком строительства моста был назначен «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Стоимость проекта составила 228,3 млрд руб. Мост возводится за счет федерального бюджета в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года».

Протяженность Крымского моста составляет 19 км, он является самым протяженным в России. Строительство началось в феврале 2016 года, движение по автомобильной части откроется 16 мая в 05:30 мск, но пока что с ограничениями для грузовиков (на строительную технику эти ограничения не распространяются). «Впереди еще пуск грузовой трассы — осенью это будет сделано, я не сомневаюсь, а через год — железнодорожной», — сказал Путин. Глава «Росавтодора» (заказчика моста) Роман Старовойт уточнил, что грузовое движение планируется открыть с 1 октября. По его словам, движение по мосту будет бесплатным. ​​

«Пробок не избежать»

Ввод в эксплуатацию моста резко увеличит уровень инвестиционной привлекательности региона, написал глава Крыма Сергей Аксенов на свой странице в Facebook еще в марте 2018 года после того, как стройку посетил Путин. По его словам, туристический поток может возрасти до 8-10 млн человек в год. В 2017 году, по оценке министерства курортов и туризма Крыма, на полуострове отдохнули около 5,4 млн человек, что на 3,2% меньше, чем в 2016-м. При этом в два предыдущих года (2015-2016) турпоток рос ежегодно на 20-25%.

Глава Ростуризма Олег Сафонов во вторник, 15 мая, назвал открытие автомобильного движения по Крымскому мосту «эпохальным событием» для развития туризма на полуострове, потому что это «упрощает возможность добраться до полуострова значительному количеству российских граждан». По его оценке, в 2018 году количество туристов на полуострове увеличится не менее чем на 1 млн человек и превысит 6 млн человек.

Открытие Крымского моста позволит увеличить турпоток в Крым как минимум на 30%, сказала РБК гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Она ожидает, что это произойдет как за счет самостоятельных туристов, так и за счет тех, кто покупает туры у компаний. Рост турпотока обеспечит, прежде всего, автомобильный трафик из ближайших густонаселенных регионов, отметил заместитель гендиректора НТК «Интурист» Сергей Толчин.

Максимальная разрешенная скорость движения по мосту составит 90 км/ч, а пропускная способность — 40 тыс. автомобилей в сутки. По прогнозу Росавтодора, за год по мосту могут проехать около 14 млн машин. Но в случае большого наплыва туристов пробок не избежать, особенно на подходах к мосту, сказал РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «У нас есть четырехполосный мост, есть подходы к мосту, которые гораздо уже — в ряде случаев двухполосные». 

В середине марта о рисках пробок говорил и министр транспорта Максим Соколов из-за реконструкции трассы Таврида, которая связывает мост с Севастополем. «Первый этап реконструкции будет закончен к концу этого года. В полном объеме — в четырехполосном исполнении — «Таврида» откроется в 2020 году, поэтому можно прогнозировать, что в этом сезоне, если мост откроется раньше, то, конечно, пробок на «Тавриде» будет не избежать», — отмечал он.

15 мая министерство курортов и туризма Крыма выпустило рекомендации туристам в связи с открытием Крымского моста. Ведомство разработало схемы объездов в районах предполагаемых пробок с указанием оборудованных мест стоянки для экскурсионных автобусов и автотуристов. «Открытие Крымского моста — это знаковое событие для истории Крыма, которое прогнозируемо увеличит туристический поток на полуостров Однако, в ближайшем сезоне нагрузка на действующие автодороги возрастет и будет существовать ряд ограничений, связанных со строительством федеральной трассы «Таврида», — говорилось в сообщении министерства.

Реакция Украины​

Президент Украины Петр Порошенко резко отреагировал на запуск Крымского моста. «Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым», — написал он на своей странице в Facebook. Он назвал этот мост «очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля» и пообещал, что Украина будет «последовательно защищать свои позиции», в том числе в международных судебных инстанциях.