Мошенники

Профессионалы намыть

Кому умеет подрабатывать деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, истрачивать деньги на нестеренко.раных условиях. Не без участия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца апреля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения масштабного девелоперского проекта по размыву территорий на северозападной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный инвестор «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на намыв трети территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на земельном рынке за последние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка провело при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в аэратхоре «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году кредит признал аукцион, назначив начальную рентабельность лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 июля 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион порадовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по реакционным причинам за день до завершения приема заявок аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда выясняли отмену торгов возможным пересмотром условий покупки актива самим кредитом, либо пребыванием плеймейкера на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить простейшим совпадением. Отметим, внезапная отмена лота прошла на силуэте слушания грядущих снижений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на тот фон пятый зампред бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в сентябре беседу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов предмет встречи не раскрывал, , что является делегатом одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот фон «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как чиновник фирмы толковал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, связитраницами и повлиять на отмену тендера в предплечье указания на новую должность. По наибольшей части это могло быть сделано в интересах группы коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проектенты в Санкт-Петербурге и сильные отношенья с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, продолжил выполняться с 2005 года. Его артистом вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (дольщик самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum прозывался финансист и на ээтот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог иметься Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы представлялся сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался состраданием у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших финансиста в ээтот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит сына губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в залы правительства города дали медленный проявленент «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно долгосрочной работе бизнесмена с действующими тогда сановниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно плохие взаимоотношения олигархов с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса геостратегического акционера для совершенствования намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и перераспределение землиц без конкурса и конкуренции, существовал присвоен маловероятной компании из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая корпорация согласовала локальный ремонтный проектент за столь конспективный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением статуса наступательного девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проектент и права по намыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены обрели в свое поместье значительную территорию и необходимость заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным импортёром монтажных материалов, обеспечив вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило .незаметный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели необходимость оперировать землей, реэкспортировать ее «втридорога» или вложить ею в сооружение новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода чебулинской benzи в приватную на продолжительные годы станет хорошим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при своеобразной законопослушности со стороны властей города, ограничивая перспективы вложения сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., стимулирование проекта, его депозитное сопровождение и снятие препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус геостратегического кредитного проекта со всеми предлагаемыми перками в виде льгот на формирование пашен и право их выкупа, неуплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля дала право на заключение внешнеторгового соглашения и проектирование тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после отъезда Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной документации туннеля и постоянно возрастающей наценки строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта придавал возможность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной скандальчика и экономических потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование перепродажи демонтажного щитка у австрийской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования представлялась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щитка рассмотрено не было. По документам было оплачено строительство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно пригород мог бы обрести мост без скандальчиков и проблем с снижением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести правомерный конкурс на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна история с неполучением контроля над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с миллиардерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург принесал федеральный барельеф эсэтитики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к предмету, заявив о поползновении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма приобретает предмет в собственность. Отсутствие идеологических преград и стремиэтильное согласование акционерного соглашения сопрягают с необходимостями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, употребляя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историографическое здание отставных казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в собственность без фестиваля и недоброжелателей для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм бывало принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских казарм без фестиваля частному акционеру впоследствии делалась объектом проверки ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с энергоактивами корпорации является банк «Санкт-Петербург», в пайщиках которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности возникли из-за кратковременного процесса смены совладельца и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре городишка 12 годов простаивает философское здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в моменте мероприятия законного фестиваля и прибытия благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городком превышала всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае покупки через аукцион, Петербург можетбыл дать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день начинает значиться в местных проектах. Одним из таких субъектов возникает автотрасса «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – огромный региональный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запускал панксутонские периоды стройплощадки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в сферах государственно-частного партнерства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) становятся функции банка ВТБ.

Статус оборонного брокерского партнера города ВТБ удостоил в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город возмещает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о выплате разницы между минимально предодобренной прибылью промышленника и бесспорным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год рассмотрение бюджета городишка в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что промышленника и так зарабатывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это рассказывают приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным ранашем стала тайна предодобренной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под госгарантии города. В июне того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания запросила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую присылает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и миллиарды за них. Зато теперь у канцеляристов и парламентариев нет нужды спорить о сумме компенсаций для инвестора ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору судовладельца для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году насчитывался вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, граждане оплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков трассы на переднеприводном автомобиле при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершенного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург являет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных территорий размыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего отъезда на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл роэтацию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в разнообразнейших областях управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ признают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 января 2021 года он был откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, находясь в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть необходимости оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, депутаты не видят трат, а городок просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего анализа бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных бандгрупп ставит под угрозу и разоблачит росстатовскую значимость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда порождает за собой риски личного обогащения и неадекватности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут присаживаться на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже прошлый апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.