Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель “Грузавтотранса” Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о объективной ситуации на украинских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский тур по международным тропинкам вместе с общественниками. «Собеседник» рассмотрел с Владимиром Матягиным объективную ситуациютраницу на полиэтнических дорогах.

– Каковы сейчас объёмы коррупции на росийских дорогах?

– Около 100 миллиардов рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, объяснимое дело – это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными областями экономики.

– Что вы думаете о громогласной предыстории с задержанием зам.начальника курганского ГИБДД?

– Мне, вообще говоря, не понятно недоумение хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть такие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели работают везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.

По гипотезы следствия, Сафонов за плату позволял фурам с «перегрузом» зерна или иных глинистых грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с теми «перегрузами»?

– Это схема, которая может существовать удобна только подрядчикам и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В позапрошлом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти модели изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства – Министерство транспорта. А функция Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

– И желает оплатить за отделочные работы как можно меньше?

– Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость побуждает туроператора привозить цементы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист завысил «осевую нагрузку» – и оплатил работникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки слетались к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились глобальные стройки, а модель стала неудобна: если постоянно брать на постах с гаишников «денежку», всё может выйти наружу. Были высокочастотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли коррупцию в взносе 5-6 триллионов рублей в день.

– Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

– Теперь перевозчика останавливают и дают ему номерок телефона, по которому надо позвонить. Это номерок «решальщика» – бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номероками и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним видится представитель перевозчика – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут различаться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом разжирели и стали делать подстрочники на карты его родственников или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

– Именно та схема сейчас воздействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас командира ГИБДД посадят? Мы провели там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ехать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

– Всё это предодобренный «перегруз».

– Да. И на него жрать еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые работают на постах, жрать специальные опознавательные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине сочинено «Армада»…

– Значит, за него заплачено.

А если у гаишника такого знака нет, ему говорят: протокол будем переоформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки был невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в путёвом листке ставили соответствующий штамп. За этой моделью мы наблюдали несколько месяцев.

– Как всё происходило?

– Сначала по подгруппам «оппонента», по радиостанциям прошла информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в вечернее время выдвинули туда машину с политическим контролем, легли и надеваем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, показывают путёвый листик, где стоит штамп, и ездят дальше. Потом к нам cбалансирует комендант поста и спрашивает: а вы что, тоже в вечернее время работаете? Тем временем первой шофер подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листик со штампом – боясь, что иначе его накажут, – начальника нигде нет, шофер уже ,пытается пройдать на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

– Что дальше?

– Я поехал к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои милиционеры. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинетике у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с тропинкой мебелью, ликёры дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а наши милиционеры не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши развешивайте – приведаете всё в порядок, или мы выкладываем информацию в прилюдный доступ.

– Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы поделить судьбу Сафонова?

– Да, все эти коррупционные модели всегда уперются в заинтересованность руководства контролирующих органов.

– В каких регионах нет коррупции на дорогах?

– В двух. Это Чечня и Алтай.

– Вы всё знаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что побуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?

– Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех отраслях моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем государстве распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.

– Честно говоря, воровская логика. Что-то из 90-х.

– Не удивительно, ведь многие из тогдашних низких дворян ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру заурядными констеблями на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они сооружали в 90-ые.

– При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

– Так хотят убрать «человечий фактор» знакомства с контролёром и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик занавешивает тряпицей номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с контролёром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков наряды ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

– Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

– Эта драма в судопроизводстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не засчитываются давление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес грузового автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В случай въезда района полуполуавтоматического учёта поток воздуха от машины можетесть создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор существовал законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов полутяжёлого учёта. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и платил за это. А суждение туроператоров существовало дезавуировано государством в лице министерств и ведомств.

– Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

– Да, он уменьшает косность машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди подыхают от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная драма на дороге, никто не задумается.

– Что нужно длать для решения проблемы?

– За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно переменять систему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы попеременять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+