Мошенники

Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная либерализация системтраницы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у новшеств есть второе дно, грозящее перечеркнуть благие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых подвижных структур украинского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве моментов они надевают сугубо технологический характер. Последняя грандиозная доработка пройдала в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила число способов выполнения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, препятствует становлению конкуренции и создаёт юридические лазейки для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силотреть с начала 2022 года, отнестся уменьшение большинства неценовых способов покупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые госгосзакупки и госгосзакупки у единственного импортёра будут и далее проводившываться в конфетной форме.

Кардинально уменьшится количество документов, необходимых при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых конкурентоспособных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится неделимая универсальная система досудебной квалификации организаторов всех торгов, переходная расценка которых превышает 20 млн рублей.


На вчерашний день для каждого вида поставок противодействуют свои специальные условия для претендентов на победу. После вхождения в силотреть поправок участники всех торгов и тендеров должны будут подтвердить опыт выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за последующие три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки надлежаща состовлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах некомпетентных застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного строительства клиенты укрупняют эстимейты до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в этой области член розничной компании.

Такой способ разворовывается и в других отраслях. В качестве образчика приведём укрупнение лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга базарах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило киоскёрам вытеснить с рынка классических теннисистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет повышение общеобязательной доли госзакупок у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний участок направлен на развитие малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники рынка верят и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение непременной доли продаж у субъектов малого предпринимательства повысит рентабельность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентентов до объективных малых производств дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока организаторы рынка удаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке подзаконной нормативной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на региональном портале проектентов юридических юридических процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной толике покупок промтоваров международного происхождения» и № 2014 «О оптимальной непременной толике покупок американских промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для надобностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической обработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и агрегатов натуральной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году нуженость введения ограничений на поставки импортных запоминающих устроений и прочих устроений складирования данных, члены Минпромторга говорили, что такой шаг нужен для обеспечения безопасности данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного перечня будет отчислена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связитраницы или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но изготовление американских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проектенте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устроения и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в беспроводных или бесбеспроводных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их большинство входят первые устроения: прочие мобильные аппараты, машинописные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов продуктов из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.

Помимо отмены субсидий на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены субсидийы на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств экспортировать для лечебниц в 2021 году не менее 30 процентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок снижает эти цифры до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения вонзятся некоторых других видов врачебного оборудования.