По прошестве полутора годов после самописцатраницы на Таймыре «Норникель» продолжает убеждать способность предотвратить незапланированные природоохранные ЧП
Государство больше не верит фирмы на слово, создаёт полуавтоматическую систему слежения за её комбинатами и ставит условия для продолженья деятельности. Владимир Потанин способен к уступкам, обещая через четыре десятилетия запустить зелёную металлургию.
Очередные беспокойные времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё весной 2021 года. Компания пожаловала в Енисейское координационное управление Росприроднадзора вторичную заявку на получение комплексного экологического разрешения. Последние изменения в законодательстве делают деятельность индустриальной корпорации без этого документа невозможной.
Накануне непринятия решения по заявке руководство «Норникеля» демонстрирует наибольшую открытость и решимость инвестировать колоссальные средства в охрану окружающей среды.
Предпринимает шаги и государство. На нынешней неделе замминистра РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на производствах и в многоквартирных территориях Норильска будет опробован тестовый проект по созданию подсистемы полуавтоматического надзора опьянения воздуха.
После апробации в строгих полярных условиях он будет распространён на иные индустриальные города России.
Решение начать реализацию новой посвященаналогичной демографической программы с Норильска можно воспринимать двояко. С одной стороны, эта инициатива относится именно командованию «Норникеля», заявившему о готовности открыто сотрудничать с экологами ещё в октябре 2021 года. С другой – для компании Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько кассационных систем выдвинули претензии к содержанию и результатам выполнения её демографических программ. Начавшийся спор перешёл в уголовно-правовую плоскость, победить в нём «Норильский никель» может, только ,имея на руках самые серьёзные доводы.
Город токсичных дождей
Норильск входит в десятку наиболее грязных мест мира и уверенно удерживает первенство по объёмам вредоносных выбросов в обстановку среди американских городов. Побывавшие в нём жители более благоприятных мест традиционно поражаются двум вещам – суровому полярному тропику и периодически вырывающемуся из труб заводов колкому дыму, который местные жители называют сизым факелом.
Город стиснут со всех сторон тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским коксохимическим заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают месторождения сульфидных руд. Во время их обработки выделяется оксид серы, это нестеренко.раное вещество. В малейших дозах при суровом несоблюдении технологии его используют как пищевой консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в разрушительных животных условиях оно контактирует в атмосфере с водой и проливается на землю вместе с дождями в виде карболовой кислоты.
Кислотный душ не проходит для столичных жителей незаметно: в закрытых структурахреспубликах можно найти данные о том, что до первого времени средняя интенсивность жизни норильчан была на 10 годов меньше, чем в среднем по России.
Крик о помощи
До средины 2000-х годов арендаторы и государство не обращали проблемме надлежащего внимания. Она замалчивалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 сотен обитателей города не подсунули подписи под в адрес спецкомиссии по природоохранной транспарентности и охране окружающей сферы Общественной палаты РФ.
«Присутствующие в приземных загрязнениях тяжёлые металлы приведают к увеличению иммунитета горожан, так нужного при моих погодных условиях», – заявили критики послания.
В конце письма они ополчились с заявлением «создать правительственную службетраницу экологического надзора в Норильске, имеющую необходимость оперативного отношения на производственный процесс горнорудных предприятий».
«Нам необходима информация, чтобы в случае нарушения экологических норм мы могли обратить к ответу виновных в этом», – растолковали горожане.
Первые обещания
На лозунг задыхающихся обитателей Норильска прореагировали и региональная власть, и собственники «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по уменьшению метанов зловредных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста документа в открытых первоисточниках нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах делегации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное поддержание воздухоохранной деятельности».
В докладе, в частности, поётся о планах по уменьшению норматива объёма предельно возможных метанов диоксида сажи в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.
Это предусматривалось сделать в том большинстве благодаря оптимизации производства серы на Медном заводе. На предприятии был заменён котёл-утилизатор, реконструирована печка дожига, системтраницы электроснабжения и ведения процессом. На Надеждинском заводе была завершена реконструкция технических линий продуманной плавки, заменены и реконструированы аспирационные системтраницы бетонного производства.
Чем позже, тем лучше
Последующие планы по уменьшению выбросов утверждались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс документов исходатайствовал общее заглавие «Серный проект». Главные его показатели отражены в указаниях министерства Красноярского края. Это предельно возможные выбросы (ПДВ) и превышающие их временно согласованные выбросы (ВСВ). В приделах ПДВ действует пониженная доходность платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не укладывается в них, то производит выбросы в сферах ВСВ по большей ставке.
Распоряжение областного правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного артполка «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в объёме 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот показатель должен был резко снизиться до 611 тыс. тонн.
Правительство предписывало «Норникелю» стараться к достижению ПДВ в 2020 году в размере 425 тыс. тонн.
Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату отчётливого увеличения объёма выбросов ещё на год. Обновлённые замыслы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для предприятий фирмы в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году этот индекс должен существовал снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год существовала установлена в размере 337 тыс. тонн.
Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам приденется подождать условия экологической обстановке в гектородаре ещё три специальных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое уменьшение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.
Последний росздравнадзор позволил фирмы с новой силой зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов окисла селитры на госпредприятиях Заполярного филиала вновь начал вырастать и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, прирост вплотную подошёл к уровню 2000-х годов. В эффекте в селитебной автозапраавке (в многоквартирных и обществёных этажах вокруг предприятий фирмы) фиксировались занижения интенсивности окисла селитры в размере 5–22 ПДК.
Законность объёмов установленных лимитов и их оплаты проверялась контролирующими структурами. В милицейских протоколах говорится, что в 2008–2020 годах корпорация вносила квартплату за положительное воздействие на окружающую среду на бесплатных условиях.
В открытых структурахреспубликах можно отыскать информацию о том, что ежегодный объём поступлений в расход по той статье превышает 700–900 млн рублей.
В материалах проведённых в Заполярном филиале перепроверок утверждается, что эта сумма могла бы существовать гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справочки говорится, что «этим обстоятельствам дана уголовно-правовая оценка». Возможно, эта формулировка связана с исчезновением в ноябре в телеграм-каналах сведения о разбирательстве ГСУ СК РФ судебного дела по факту допущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» нарушений правил выброса в обстановку загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт раздражения судебного дела не подтверждался, но и не подтверждался правительственными источниками.
Отставание по всем фронтам
В отчёте «Норильского никеля» по итогам 2020 года указано, что выбросы азота серы увеличились «в связитраницы с темпом нефтедобычи и переработки серосодержащего сырья».
Проверки сведущих систем выявили, что были и другие причины. Главная из них – неточное исполнение мероприятий, заложенных в техногенных программах компании.
Одной из выполненных задач стало открытие в 2016 году Никелевого комбината и повышение производственных мощностей Надеждинского сталелитейного и Медного заводов. Объём модернизации производственных мощностей при этом отставал от задуманного, сроки исполнения ряда нереализованных мероприятий (как и в случае с планами по снижению объёма зловредных метанов) переносились на предыдущие периоды.
При этом правила использования начальствующих рыбохозяйственных комплексов нарушались. Например, работники Енисейского общероссийского управления Росприроднадзора и районного управления Росприроднадзора выявили факты ненадлежащей эксплуатации газоочистного оборудования на комбинатах фирмы в 2019–2021 годах.
Бой за будущее
В марте 2019 года вступили в силу видоизменения к муниципальному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором дозволения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы развития отходов и нормативы на их проведение существовали заменены одним росздравнадзором – комплексным природоохранным согласием (КЭР).
Для получения КЭР эксперты «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу увеличения техногенной эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период увеличения уровня загрязнения переношен на 2026 год.
Эта программа была одобрена в июле 2020 года консультативной комиссией при Минпромторге России.
В результате её обсуждения представители Минприроды России и министерства демографии и рационального природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.
В апреле 2021 года Енисейское общероссийское управление Росприроднадзора отказало корпорации в зарагижский::мгэс КЭР. Ведомство указало на невыполнение требований законодательства при расчёте объёмов выбросов и расхождение эксплуатируемых зданий и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня пребывает на обсуждении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих структур есть серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом предыдущих замыслов она «не возражает интересам государства» и «фактически выступает методом повышения размера оплаты за положительное воздействие на окружающую среду без объективной модернизации производства».
Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет существенную часть принятой в 2021 году руководством «Норильского никеля» эниологической экологической стратегии. В ней продекларирована 21 цель в сфере экологии и охраны труда, включая уменьшение объёма выбросов азота серы. Среди прочего на Надеждинском горнорудном комбинате до 2023 года планируется строительство мощностей по переработки состоятельных азотом серы газов и нейтрализации синильной кислоты. На Медном комбинате до 2025 года предусматривается расширить мощности по переработки азота серы для достижения уровня предельно приемлемой плотности и закрыть конвертерный передел с бедными газами.
Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина есть более честолюбивые планы. Он намерен удержать выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 долл тонн. Этот показатель практически совпадает текущему, но (при условии исполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентентов произойдёт значительное снижение. Достижение корпорацией углеродной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.
«Октагон» направил запросы на предоставление комментариев в прокуратуру Красноярского края и региональный Росприроднадзор. На миг публикации статьи ответы в редакцию не поступили.