Мошенники

За проект Северного широтного хода соперничают госбанки

Один из крупнейших железнодорожных проектов – Северный широтный ход на Ямале (СШХ, 236,7 млрд руб.) – ищет финансирование. Чтобы построить центральный участок железной дороги Обская – Салехард – Надым (130,5 млрд с учетом расходов на строительство и обслуживание 353 км дороги, государственно-частное партнерство, концессия), нужен кредит на 97,2 млрд руб., сказано в презентации проекта. Эти сведения подтвердил участник проекта.

На конкурс, где разыгрывается право финансировать дорогу, подано три заявки: от Сбербанка, ВТБ и синдиката банков с участием ВТБ, ВЭБа, Евразийского банка развития (ЕАБР) и Газпромбанка, рассказали банкир, человек, близкий к проектной компании СШХ, и участник переговоров. ВТБ готов финансировать проект, говорил в начале октября первый зампред банка Юрий Соловьев.

В начале октября подписано концессионное соглашение между Росжелдором и специально созданной под проект компанией СШХ (50,1% – у управляющей компании СШХ Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, остальные 49,9% – у «дочки» РЖД «КРП-инвест»). Предстоит построить мост через Обь с подходами (по данным презентации, за 50 млрд руб.), ветку железной дороги от Салехарда до Надыма (61 млрд) и достроить железнодорожный мост через реку Надым (почти 2 млрд) – всего на строительство будет потрачено 113 млрд руб.

Концессия – часть проекта: в инвестиционной программе РЖД записана еще реконструкция примыкающих участков Коноша – Котлас – Лабытнанги Северной железной дороги, станции «Обская», а также ветки Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской дороги.

«Газпром» введет в эксплуатацию собственную железнодорожную линию Надым – Пангоды (104 км). По данным презентации, реконструкция участка «Газпрома» оценена в 17,4 млрд руб., реконструкция объектов РЖД – в 105 млрд руб. СШХ хотя и дешевле расширения линии БАМ – Транссиб, но дороже Крымского моста. Всего бюджетные средства составляют 5,4% финансирования всех объектов проекта, сказал представитель Минтранса.

Проект структурирован таким образом, что основные участники – РЖД, «Газпром» и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа – финансируют объекты собственной существующей инфраструктуры, а на строительство новых объектов привлекаются частные средства, есть и государственная поддержка концессионной схемы, комментирует представитель Минтранса.

Привлечение частного финансирования позволит полным ходом развернуть строительство участка по концессии. Строительство СШХ запланировано на 2018–2023 гг., говорилось в сообщении РЖД.

Железнодорожная компания прогнозирует, что перевезет по СШХ 23,9 млн т – в основном газовый конденсат и нефтеналивные грузы. Представитель ВТБ от комментариев отказался, РЖД перенаправила вопрос в Минтранс, представитель Газпромбанка не ответил на запрос. «ЕАБР не располагает информацией, что концессионер СШХ выбрал финансового партнера, поэтому не может комментировать деталей», – передал через представителя предправления банка Андрей Крайний. Сбербанк заинтересован выступить финансовым партнером консорциума инвесторов проекта, опыт для этого уже накоплен, сказал его представитель.

Первый зампред ВЭБа Николай Цехомский сообщил «Ведомостям», что проект можно реализовать по схеме фабрики проектного финансирования, он подтвердил, что ВЭБ подавал в составе синдиката предложение на участие в проекте в качестве финансового партнера, но пока решение за концессионером и говорить о параметрах участия преждевременно.

«Ведутся финальные переговоры с кредиторами, до конца октября предполагается их завершить и подписать соглашение», – прокомментировал Рейльян, а от дальнейших комментариев отказался.

Человек, близкий к проектной компании, замечает, что сейчас выбор – между заявкой Сбербанка и синдиката кредиторов. Итоги могут быть подведены раньше, чем до конца октября, предполагает банкир, – уже в ближайшую неделю.

Первоначальное предложение ставки кредита банки дали в районе 8,25% годовых. «Это нижняя граница предложений, но разница между ними была минимальна, десятые доли процентных пунктов», – говорит человек, близкий к участникам обсуждения проекта.

Ставка кредита во всех случаях примерно одинакова, обсуждается эффективная ставка, которая отражает реальную стоимость кредита, и другие условия, возможность финансирования до полного заключения экспертизы, поэтапно, рассказывает человек, близкий к проектной компании. К тому же изменились внешние условия, продолжает он: после повышения ключевой ставки 14 сентября на 0,25 п. п. и ухудшения макроэкономической ситуации условия финансирования могут быть пересмотрены.

Кредит может обойтись в 9% годовых либо дороже, говорит человек, близкий к проектной компании: ставка кредитного финансирования будет фиксированной, но до подписания кредитного соглашения условия могут дорабатываться.

Банки очень заинтересованы финансировать этот проект. «Это большой капиталоемкий проект, рассчитываем заработать на нем, конечно же, миллиарды рублей», – рассказывает один из банкиров.

Срок кредита определен финансовой моделью проекта, его предстоит взять на период до 20 лет, после чего кредит может быть рефинансирован, говорит участник обсуждения проекта. Срок самой концессии, как сообщал Минтранс, – до 31 декабря 2052 г.

Для проекта условия кредитного соглашения крайне важны еще и из-за минимального участия государства в строительстве. Федеральный бюджет по концессии должен дать проекту 12,7 млрд руб. в виде капитального гранта на этапе строительства – фактически в 3 раза меньше, чем изначально обсуждалось, а 18,4 млрд руб. приходится на корпоративное финансирование, его обязуются привлечь в проект акционеры, сами же акционеры внесут в проект капитал на 1,8 млрд руб.

Три заявки отражают высокую готовность банков конкурировать за участие в кредитовании столь крупного проекта, замечает директор PwC Сергей Лузан. Концессия – интересный механизм для банков: государство, по сути, покрывает риск невозврата кредитов. Если во время проектирования смета проекта увеличится более чем на 10%, этот риск инвестор разделит с государством, говорилось в материалах проекта, как и риск природных форс-мажоров, но защищен инвестор в том случае, если грузов для окупаемости дороги окажется недостаточно или возникнут проблемы с получением земли или со строительством смежных участков – либо если будут снижены тарифы.

Рост корпоративного кредитования в банках в этом году низкий, это свидетельствует, что мало спроса на кредиты со стороны хороших заемщиков, которых банки готовы кредитовать, говорит аналитик Fitch Александр Данилов.

Для банков сейчас это очень привлекательный проект с точки зрения рисков и доходности, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Конкуренция между банками однозначно на руку проекту и позволяет быстрее получить первый транш, с момента которого действительно можно говорить, что проекту дан реальный старт, замечает он: пока средства не выделены и не пошли, проект остается на бумаге.

Ожидается, что это произойдет уже в начале весны, говорит один из собеседников «Ведомостей».